Приказ Минприроды КБР от 14.07.2014 N 82/ОД "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 14 июля 2014 г. № 82/ОД
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минприроды КБР от 29.10.2014 № 180/ОД)
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом КБР от 3 августа 2002 года № 52-РЗ "О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике", приказом Минприроды КБР от 19 июня 2014 года № 62/ОД "Об утверждении ведомственной целевой программы "Противодействие коррупции в сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской республики" на 2014 - 2016 годы", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Минприроды КБР (далее - Порядок).
2. Заместителям министра, руководителям структурных подразделений Минприроды КБР обеспечить соблюдение требований Порядка по предотвращению проявления в разрабатываемых проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
3. Заведующего сектором противодействия коррупции Микитаеву Саиду Абдулкеримовну назначить ответственным лицом за:
(в ред. Приказа Минприроды КБР от 29.10.2014 № 180/ОД)
проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с утверждаемым Порядком;
обеспечение размещения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на странице Минприроды КБР единого портала органов исполнительной власти и местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (Портал Правительства КБР) в сети "Интернет" по адресу www.pravitelstvo.kbr.ru;
направление нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Прокуратуру КБР для проведения антикоррупционной экспертизы в установленный законодательством срок, в том числе проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
(в ред. Приказа Минприроды КБР от 29.10.2014 № 180/ОД)
4. Руководителям структурных подразделений Минприроды КБР представлять нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов Минприроды КБР ответственному лицу для проведения антикоррупционной экспертизы.
5. Признать утратившими силу приказы Минприроды КБР:
от 1 июля 2010 года № 63/ОД "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов Минприроды КБР";
от 30 мая 2012 года № 79/ОД "О назначении должностного лица, ответственного за проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности";
от 20 июня 2013 года № 60/ОД "О внесении дополнения в приказ Минприроды КБР от 30 мая 2012 года № 76/ОД".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
М.ГАЗАЕВ
Утвержден
приказом
Министерства
природных ресурсов и экологии
Кабардино-Балкарской Республики
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Порядок) разработан в целях организации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минприроды КБР) по выявлению в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов Минприроды КБР положении, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их последующему устранению.
2. Для целей настоящего Порядка коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность, необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий Минприроды КБР или органов государственной власти (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения Минприроды КБР (его должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Минприроды КБР (его должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции Минприроды КБР (его должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения Минприроды КБР (его должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя Минприроды КБР (его должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
4. Для целей настоящего Порядка коррупциогенными нормами признаются положения проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
II. Антикоррупционная экспертиза проектов
нормативных правовых актов
5. Проекты приказов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, проходят независимую экспертизу на коррупциогенность в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в целях выявления в приказах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проекты приказов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на странице Минприроды КБР единого портала органов исполнительной власти и местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (Портал Правительства КБР), размещенного в сети "Интернет" по адресу www.pravitelstvokbr.ru (далее - сеть Интернет) в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в отдел правового обеспечения Минприроды КБР.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность устанавливается Минприроды КБР при размещении указанных проектов в сети Интернет и составляет не менее 7 дней.
6. Подготовленные проекты приказов до их согласования е заместителями председателя Минприроды КБР направляются в отдел правового обеспечения Минприроды КБР для проведения правовой экспертизы, в том числе в целях выявления в проектах коррупциогенных норм.
7. Проект приказа, не соответствующий законодательству Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики, должным образом не оформленный, отдел правового обеспечения Минприроды КБР возвращает в структурное подразделение Минприроды КБР, которое подготовило проект приказа, для доработки.
8. Для обеспечения достижения системности, достоверности и проверяемости результатов правовой экспертизы проекта приказа отделом правового обеспечения Минприроды КБР проводится экспертиза каждого пункта проекта приказа, в том числе на коррупциогенность.
9. По завершении правовой экспертизы отдел правового обеспечения Минприроды КБР направляет проект приказа в структурное подразделение Минприроды КБР, которое подготовило проект приказа. В случае если в соответствии с замечаниями отдела правового обеспечения Минприроды КБР проект приказа требует доработки, такой проект подлежит доработке и согласованию в соответствии с настоящим Порядком.
10. Выявленные в проекте приказа коррупциогенные факторы, а также возможные негативные последствия сохранения в проекте приказа выявленных коррупциогенных факторов отдел правового обеспечения Минприроды КБР отражает в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа. Результаты проведения антикоррупционной экспертизы излагаются в заключении единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов (образец заключения приведен в приложении).
11. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа направляется в структурное подразделение Минприроды КБР, которое подготовило проект приказа.
Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим структурным подразделением Минприроды КБР.
Положения проекта приказа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении правовой экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта приказа.
12. При поступлении проекта приказа для проведения повторной правовой экспертизы, в том числе в случаях доработки проекта приказа в соответствии с заключением по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа или внесения существенных изменений в проект приказа в процессе согласования, отдел правового обеспечения Минприроды КБР повторно рассматривает проект приказа в полном объеме.
13. О разногласиях по проекту приказа, в том числе разногласиях, возникающих при оценке указанных в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа коррупциогенных факторов, руководитель структурного подразделения Минприроды КБР, который подготовил проект приказа, сообщает руководителю соответствующего департамента и курирующему заместителю министра с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
14. Руководитель соответствующего департамента, курирующий заместитель министра и руководитель структурного подразделения Минприроды КБР, который подготовил проект приказа, обеспечивают согласование проекта приказа, в том числе путем проведения согласительных совещаний.
К проекту приказа, вносимому на рассмотрение министру, прилагаются заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа и все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность.
III. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
15. Антикоррупционная экспертиза приказов Минприроды КБР осуществляется при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их правоприменения.
16. Правовая экспертиза приказов осуществляется отделом правового обеспечения Минприроды КБР на постоянной основе.
16.1. При выявлении по результатам правовой экспертизы в приказе положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, отдел правового обеспечения Минприроды КБР составляет заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа, в котором отражаются выявленные коррупциогенные факторы, а также возможные негативные последствия сохранения в приказе выявленных коррупциогенных факторов. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа направляется заместителю министра (в соответствии с распределением обязанностей).
16.2. Заместитель министра принимает решение о необходимости разработки проекта приказа об изменении или отмене приказа Минприроды КБР, по результатам правовой экспертизы которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, и поручает его разработку соответствующему структурному подразделению Минприроды КБР.
16.3. Проект приказа об изменении или отмене приказа, по результатам правовой экспертизы которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, согласовывается с отделом правового обеспечения Минприроды КБР.
16.4. Заместитель министра докладывает министру о подготовленном отделом правового обеспечения заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа и о подготовленном структурным подразделением Минприроды КБР проекте приказа об изменении или отмене приказа Минприроды КБР, по результатам правовой экспертизы которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, согласованном отделом правового обеспечения.
17. Мониторинг правоприменения приказов осуществляют структурные подразделения Минприроды КБР и должностные лица Минприроды КБР, непосредственно применяющие приказы, на постоянной основе и по отдельным поручениям.
17.1. При выявлении по результатам мониторинга правоприменения в приказе положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, руководитель соответствующего структурного подразделения составляет проект заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа, в котором отражаются выявленные коррупциогенные факторы, а также возможные негативные последствия сохранения в приказе выявленных коррупциогенных факторов. Проект заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа согласовывается с отделом правового обеспечения Минприроды КБР.
17.2. При наличии замечаний отдела правового обеспечения Минприроды КБР по проекту заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы приказа указанный проект дорабатывается в соответствии с замечаниями отдела правового обеспечения Минприроды КБР.
17.3. Проект приказа об изменении или отмене приказа Минприроды КБР, по результатам мониторинга правоприменения которого были выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, согласовывается с отделом правового обеспечения Минприроды КБР.
Приложение
к Порядку
утвержденному
Приказом Минприроды КБР
от 14 июля 2014 г. № 82/ОД
Образец
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам антикоррупционной экспертизы проекта
нормативного правового акта (нормативного правового акта)
Министерства природных ресурсов и экологии КБР
Отделом правового обеспечения Минприроды КБР в соответствии с
Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной
экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов", постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 "Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов", Законом КБР от 3 августа 2002 года № 52-РЗ "О
правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике", приказом Минприроды КБР
от 19 июня 2014 года № 62/ОД "Об утверждении ведомственной целевой
программы "Противодействие коррупции в сфере деятельности Министерства
природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики" на 2014 -
2016 годы", Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов Минприроды КБР,
утвержденным приказом Минприроды КБР от "__" __________ 2014 года,
проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Минприроды КБР.
___________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта,
проекта нормативного правового акта)
в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего
устранения.
Вариант 1
В рассмотренном _______________________________________________________
(наименование нормативного правового акта,
проекта нормативного правового акта)
коррупциогенные факторы не выявлены.
Вариант 2
В рассмотренном _______________________________________________________
(наименование нормативного правового акта,
проекта нормативного правового акта)
выявлены коррупциогенные факторы.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается
___________________________________________________________________________
(указывается способ устранения коррупциогенных факторов исключения
текста документа, изложение его в другой редакции, внесение иных
изменений в текст рассматриваемого документа либо в иной документ)
(наименование должности) (подпись) (Ф.И.О.)
--------------------------------
<*> Отражаются все положения нормативного правового акта (проекта
нормативного правового акта), в которых выявлены коррупциогенные факторы, с
указанием его структурных единиц, и соответствующих коррупциогенных
факторов со ссылкой на положения Методики проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26
февраля 2010 года № 96.
------------------------------------------------------------------