Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Минсельхоза КБР от 25.02.2014 N 12 "О ведомственной целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Кабардино-Балкарской Республике на 2014 - 2016 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 25 февраля 2014 г. № 12

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО
СКОТОВОДСТВА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минсельхоза КБР от 05.03.2015 № 28)

В целях дальнейшего обеспечения социально-экономического роста агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Кабардино-Балкарской Республике на 2014 - 2016 годы".
2. Направить ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Кабардино-Балкарской Республике на 2014 - 2016 годы" в конкурсную комиссию по отбору экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

И.о. министра
М.ШЕТОВ





Утверждена
приказом
Министерства сельского хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики
от 25 февраля 2014 г. № 12

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ НА 2014 - 2016 ГГ."
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минсельхоза КБР от 05.03.2015 № 28)

1. Паспорт программы

Наименование программы
"Развитие мясного скотоводства в Кабардино-Балкарской Республике на 2014 - 2016 годы"
Основание для разработки программы
Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 8 февраля 2011 г. № 624-ПП
Заказчик программы
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

Основные разработчики программы
Министерство сельского хозяйства КБР, ФГОБО УВПО "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова"
Цель программы
Создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины с 7,3 тыс. тонн в 2013 г. до 8,3 тыс. тонн в 2016 г. Повышение конкурентоспособности производства говядины путем эффективного использования нагула при минимальных затратах концентрированных кормов, создание условий для повышения рентабельности мясного скотоводства, его динамичного и сбалансированного роста
Основные задачи
- формирование и укрепление товарной базы мясного скотоводства;
- внедрение технологии производства конкурентоспособной экологический чистой молодой говядины ("мраморное мясо");
- развитие кормовой базы, в т.ч. улучшение естественных пастбищ;
- повышение уровня производства и потребления говядины, его доступности и экологичности;
- улучшение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей современным технологическим оборудованием и материальными ресурсами;
- комплектование квалифицированными кадрами
Основные мероприятия программы
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства направлена на:
- производство высококачественной, экологически чистой молодой говядины ("мраморное мясо") на основе субсидирования маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок";
- укрепление кормовой базы;
- строительство и реконструкция животноводческих ферм и комплексов
Контроль за реализацией программы
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Объемы и источники финансирования
Всего 1934,0 млн руб., в т.ч. из регионального бюджета 82,4 млн руб.
Целевые индикаторы
Показатели программы:
- увеличение численности скота специализированных мясных пород с 19,76 тыс. голов в 2013 г. до 22,3 тыс. голов в 2016 году;
- увеличение покупок товарного молодняка интенсивных мясных пород с 4,1 тыс. голов в 2013 году до 4,7 тыс. голов в 2016 году;
- увеличение удельного веса скота мясных пород до 14% в 2016 году;
- увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 7,3 тыс. тонн в 2013 году до 8,3 тыс. тонн в 2016 году
Ожидаемые результаты
1. Увеличение поголовья мясного скота с 38,16 тыс. голов в 2013 году до 44,16 тыс. голов в 2016 году.
2. Увеличение поголовья помесного скота с 18,4 тыс. голов в 2013 году до 21,8 тыс. голов в 2016 году.
3. Увеличение выхода телят на 100 чистопородных коров до 92 голов в 2016 году.
4. Доведение производства говядины на душу населения до 39 кг в год.
5. Повышение занятости населения путем создания дополнительно 320 рабочих мест
Система управления и контроля
Управление и контроль за реализацией программы возлагается на Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

2. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена программа

Производство говядины в Кабардино-Балкарской Республике в основном основано на комбинированном ведении отрасли молочного и молочно-мясного скотоводства. Изменение экономических условий, форм собственности, резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота в коллективных хозяйствах привели к снижению объемов производства говядины.
За период реформ относительно небольшая база (племсовхоз "Кичмалкинский" - абердин-ангусская порода и племсовхоз "Прохладненский" - герефордская порода) фактически ликвидирована и в настоящее время не оказывает заметного влияния на состояние производства говядины. В республике был накоплен достаточный опыт по нагулу, откорму на открытых площадках, скрещиванию низко продуктивной части плановых пород (красно-степная, черно-пестрая и швицкая породы) с мясными породами, имелась достаточная база, как производственная, так и технологическая, опытные кадры, достаточно мощная база по убою и переработке скота.
На данном этапе откормом молодняка крупного рогатого скота занимаются в основном индивидуальные предприниматели и личные хозяйства населения. Незначительное поголовье коров в коллективных хозяйствах не позволяет иметь не только специализированную ферму, но не обеспечивает возможность формирования одновозрастных групп, выделять звено, бригаду по откорму. Все это привело к резкому снижению показателей откорма. Низкий уровень кормления, значительная передержка, нецелесообразность отгонно-пастбищного содержания в силу малочисленности поголовья и недопустимо низкие закупочные цены привели к неэффективности ведения данной отрасли.
Следует отметить полное отсутствие государственной поддержки этой важнейшей отрасли. Импорт говядины составляет более 40%, что также негативно отражается на ее состоянии.
За последние годы в республике наметились позитивные сдвиги в развитии мясного скотоводства, сформировался конкретный круг производителей говядины, имеется определенная база, что, на наш взгляд, при целенаправленной поддержке в течение относительно короткого времени позволит выделить специализированное мясное скотоводство в самостоятельную отрасль.
В настоящее время отрасль мясного скотоводства Кабардино-Балкарской Республики представлена следующими сельхозпредприятиями:
КФХ "Рассвет-Н" (племрепродуктор по разведению абердин-ангусской породы), общее поголовье скота - 650 голов;
КФХ "Империя", общее поголовье скота - 4028 голов;
КФХ "Солди", общее поголовье скота - 500 голов;
КФХ "Кобальт", общее поголовье скота - 300 голов;
КФХ "Омекс", общее поголовье скота 962 головы;
ООО Агрофирма "Солдатская", общее поголовье скота - 630 голов;
ООО откормочное хозяйство "Александровское" - 350 голов.
Общее поголовье в вышеперечисленных хозяйствах составляет 7450 голов.
Природно-климатические условия, наличие значительных площадей естественных пастбищ и сенокосов, достаточного опыта дают основание для восстановления и формирования мощной базы специализированного мясного скотоводства. При этом потенциал высокогорных пастбищ, не доступных для разведения других видов, позволяет содержание не менее 20 - 30 тыс. голов яков. На данном этапе в республике в хозяйствах всех форм собственности имеется 27200 голов мясного скота, в т.ч. в сельскохозяйственных организациях 19780 голов.
Данная программа разработана с целью вовлечения новых хозяйствующих субъектов в сферу производства говядины.

Таб. 1. Анализ состояния мясного скотоводства в республике

N
Показатели
Ед. изм.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2012 г. к 2010 г., %
1
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего
тыс. голов
30,9
41,5
44,6
145
2
Поголовье мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего
голов
4908
6768
8250
168
3
Валовое производство говядины в живом весе
тыс. тонн
21,1
24,8
27,0
128
4
Производство на душу населения
кг
34,0
34,2
35,0
103
5
Покупка молодняка интенсивных мясных пород
голов
-
250
400
-
6
Рентабельность производства мяса - с господдержкой
%
- 2,1
- 18,9
- 5,0
-

- без господдержки
%
- 2,1
- 18,9
- 5,0
-

Природно-климатические условия горной и предгорной зон республики идеальны для создания специализированной отрасли мясного скотоводства. В данных зонах нет промышленных предприятий, что позволяет получать экологически чистую продукцию, а наличие 340 тыс. га естественных пастбищ и сенокосов, веками апробированная малозатратная интенсивно-пастбищная технология содержания мясного скота, мягкие зимы (температура в январе в среднем 8 - 10° С) позволяют практически круглогодовое содержание на пастбищах. Потенциал республики, при целенаправленной поддержке на этапе становления, способен обеспечить создание мощного современного центра мясного скотоводства в СКФО.

3. Основные цели и задачи программы

Цель программы - создание специализированной отрасли мясного скотоводства, основанного на низкозатратной интенсивно-пастбищной технологии содержания и производстве экологически чистой молодой говядины.
Достижение цели будет происходить путем решения следующих задач:
- восстановление и расширение базы мясного скотоводства;
- увеличение мощностей и создание сети специализированных товарных хозяйств различных форм собственности;
- восстановление, расширение и эффективное использование кормовой базы;
- строительство современной базы убоя скота и переработки мяса;
- доведение удельного веса специализированного и помесного скота с учетом яков, до 40% от общего поголовья крупного рогатого скота в республике;
- увеличение удельного веса конкурентоспособной говядины до 30% в общем объеме производства говядины.

4. Целевые индикаторы

Реализация поставленных задач будет осуществляться мерами, обозначенными в таблице 2.

Таб. 2. Основные целевые индикаторы программы

N
Показатели
Ед. изм.
2013 г. (база)
2014 г.
2015 г.
2016 г.
1
Поголовье специализированного мясного и помесного скота, всего
тыс. голов
38,16
40,06
42,15
44,16
2
в т.ч. коров
тыс. голов
12,72
13,72
14,92
16,12
3
Поголовье специализированного мясного скота
тыс. голов
19,76
20,7
21,73
22,81
4
в т.ч. коров
голов
6480
6980
7580
8180
5
Поголовье помесного скота
тыс. голов
18,4
19,3
20,37
21,37
6
В том числе коров
голов
6240
6740
7340
7940
7
Валовое производство говядины в живой массе
тыс. тонн
47,0
49,0
51,4
53,9
8
В том числе производство высококачественной говядины от мясного скота в живой массе
тыс. тонн
7,3
7,6
7,9
8,3
9
Средняя живая масса головы при реализации
кг
450
455
460
465
10
Количество рабочих мест

265
280
290
320

5. Перечень и описание программных мероприятий

На этапе становления специализированной отрасли мясного скотоводства главным условием является создание базы, которая обеспечивала бы формирование достаточного поголовья чистопородных и помесных животных, для производства экологически чистой, дешевой говядины в горной и предгорной зонах республики.
Для формирования базы специализированной отрасли мясного скотоводства будут реорганизованы 4 хозяйства общей мощностью 10440 скотомест.
Мощности выше перечисленных хозяйств будут освоены как за счет закупки чистопородного молодняка, так и за счет поглотительного и промышленного скрещивания плановых пород крупного рогатого скота чистопородными быками мясных пород. При этом планируется скрещивание коров и телок швицкой породы с быками абердин-ангусской, красной-степной и красной-пестрой голштинской пород с быками-производителями герефордской, казахской белоголовой и симментальской пород.
Для более быстрого формирования поголовья мясных пород планируется использование маточного поголовья личных хозяйств населения, с которыми будут заключаться договоры. С учетом зоны разведения маточное поголовье личных подсобных хозяйств будет осеменяться спермой быков специализированных пород. По условиям договора все затраты по воспроизводству будут нести специализированные хозяйства, которые впоследствии закупят приплод с наценкой 10% к рыночной стоимости.
Наряду с племрепродукторами планируется создание сети специализированных товарных хозяйств различных форм собственности, которые будут заниматься разведением мясного скота, а также откормом чистопородного и помесного молодняка, закупаемого из хозяйств всех форм собственности общей мощностью 27630 скотомест.
В республике на базе ОАО "Кабардино-Балкарское по воспроизводству и биотехнологиям" имеется спермохранилище, которое полностью обеспечит получение и хранение спермопродукции специализированных мясных пород, а также планируется содержание 30 быков мясных пород.
В настоящее время в республике функционируют 112 сервисных пунктов, к 2016 году их количество планируется довести до 190.
В 2010 году закуплено 20 мобильных специализированных сервисных (осеменаторских) пунктов, которые полностью охватят сервисными услугами хозяйства всех форм собственности, включенные в программу.
Как было указано выше, республика имеет достаточную базу для размещения планируемого поголовья. Основная задача, которую предстоит решить, это восстановление площадей кормовых культур в полевом севообороте до 100 тыс. га и проведение культуртехнических работ на естественных пастбищах и сенокосах.
Высокий экономический эффект в мясном скотоводстве можно получить при условии максимально продолжительного использования пастбищ на выращивании и нагуле молодняка с интенсивным заключительным откормом в течение 2-3 месяцев.
Предусматривается вариант выращивания молодняка только за счет подсоса и нагула, без заключительного откорма, гарантирующий производство экологически чистой молодой говядины, а также мясо телят - молочников.
Совершенно очевидно, что при сложившейся производственной структуре и экономическом состоянии скотоводства в республике реальны два пути увеличения производства говядины:
- создание специализированной отрасли на основе разведения скота мясных пород;
- использование малопродуктивного и выранжированного маточного поголовья коллективных хозяйств, коров и телок личных хозяйств населения для получения помесного приплода от скрещивания с быками мясных пород и закупка в частном секторе бычков для выращивания на мясо.
Вместе с этим предстоит усовершенствовать технологию выращивания молодняка и интенсивного откорма с целью увеличения объемов и повышения качества говядины.

6. Сроки и этапы реализации программы

I этап: 2014 - завести (закупить) не менее 15 тыс. доз спермы быков специализированных мясных пород (согласно схеме скрещивания);
2014 год - отобрать в хозяйствах разных форм собственности до 30% низкопродуктивных коров и осеменить 12840 голов семенем быков герефордской, абердин-ангусской и казахской-белоголовой пород;
закупить в ЛПХ не менее 5,0 тыс. телок для формирования маточного поголовья мясных пород в товарных стадах.



Ожидаемый приплод в 2016 году: 16056 телят, в том числе 8028 бычков (на мясо) и 6000 телок для воспроизводства стада.
II этап: создание 4 племрепродукторов по планируемым породам, общей мощностью 10440 скотомест.
Телочки останутся в племрепродукторах для дальнейшего воспроизводства стада, бычки (после отбора) будут реализовываться товарным хозяйствам, которые будут осеменять низкопродуктивных коров спермой быков мясных пород. Остальные бычки после откорма будут реализованы на мясо;
- покупка 20 голов чистопородных бычков абердин-ангусской, герефордской и симментальской пород для товарных хозяйств;
- покупка в 2014 - 2016 гг. партии маточного поголовья абердин-ангусской, герефордской, казахской-белоголовой и симментальской пород для пополнения стада.
II этап: получение чистопородных и помесных телят мясных пород (таб. 5).

Год
Количество чистопородного маточного скота (голов)
Количество помесных телок (голов)

коров
телок и нетелей

2013
-
470
8429
2014
5213
1890
8610
2015
5578
2205
8925
2016
11760
3528
9870

7. Основные породы крупного рогатого скота для
разведения в Кабардино-Балкарской Республике

В мясном скотоводстве республики используются в основном абердин-ангусская, герефордская, симментальская породы.
Абердин-ангусская порода. Порода выведена в Шотландии, одна из самых скороспелых, наиболее приспособлена к отгонно-горному содержанию, характеризуется прекрасным качеством говядины. Порода комолая, масть черная, живая масса при рождении 22 - 28 кг, быков 750 - 900 кг, коров 450 - 550 кг. Дает высококачественное "мраморное мясо".
Герефордская порода. Эта порода выведена в Англии. Одна из высокопродуктивных специализированных пород. Современный скот этой породы отличается округлыми формами, легким костяком, хорошо развитыми мышцами. Масть темно-красная, голова, брюхо, нижняя часть конечностей белая. Живая масса быков 800 - 1000, коров 500 - 550 кг. Скот хорошо нагуливается и откармливается, дает высококачественное "мраморное" мясо. Убойный выход мяса до 70%. Животные скороспелы, выносливы, приспособлены к различным природно-климатическим условиям.
Казахская белоголовая. Порода мясного направления, выведена в Казахской ССР, Оренбургской и Сталинградской областях путем скрещивания местного казахского и частично калмыцкого скота с герефордской породой. Масть красная, разных оттенков, голова, грудь, брюхо, нижние части конечностей, кисть хвоста - белые. Быки-производители весят 850 - 1000 кг, коровы 500 - 550 кг. При интенсивном откорме бычки в 15 - 18-месячном возрасте достигают массы 450 - 470 кг., неприхотлива, отлично нагуливается на пастбищах.
Симментальская порода. Выведена в Швейцарии, мясо-молочного направления, в последние годы чаще используется как специализированная мясная порода, масть палевая, палево-пестрая, живая масса при рождении 35 - 45 кг, быков 900 - 1200 кг, коров 550 - 650 кг. Характеризуется прекрасными мясными качествами, убойный выход более 60%, неприхотлива, прекрасно нагуливается на естественных пастбищах. Живая масса к 15 - 18-месячному возрасту достигает 450 - 550 кг.

8. Создание и укрепление кормовой базы

Чтобы обеспечить рентабельное ведение мясного скотоводства в хозяйствах республики необходим годовой запас на условную голову не менее 32 центнеров кормовых единиц.
Важнейшей составной частью ресурсосберегающей технологии отрасли является максимальное использование естественных и улучшенных пастбищ для коров с телятами, ремонтного молодняка, а также для проведения нагула сверхремонтного молодняка перед постановкой его на интенсивный заключительный откорм. В запланированных для развития мясного скотоводства хозяйствах в настоящий период имеется более 300 тыс. гектаров естественных пастбищ. Часть этих площадей ежегодно будет отводиться под коренное улучшение. На остальной - намечается проводить поверхностную обработку. Эти площади будут использоваться под выпасы животных. На каждую условную голову планируемого поголовья в среднем приходится 3,5 гектара. При сложившейся урожайности 50 центнеров зеленой массы с гектара, на каждую условную голову будет производиться 29 центнеров кормовых единиц.
Внесение удобрений из расчета на каждый гектар по 60 кг азота, фосфора и калия в действующем веществе позволит получать до 150 центнеров зеленой массы с гектара или по 122 центнера кормовых единиц на голову, а это означает, что есть значительные ресурсы для наращивания численности мясного скота.
В первые годы реализации программы предусмотрено поверхностное улучшение лугов и пастбищ путем:
- уборки камней, удаления ядовитых трав, кустарников;
- дискования, боронования, щелевания и внесения удобрений;
- подсева травосмесей с учетом природно-климатических и почвенных условий;
- организации водоснабжения, обустройства дорог и бесперебойного электроснабжения и т.д.
Коренное улучшение лугов и пастбищ, а также создание долголетних культурных пастбищ при необходимости предусматривать по мере укрепления экономики хозяйств, так как эти мероприятия требуют больших капитальных затрат.
Удельный вес концентратов в рационах мясного скота при доведении среднесуточных привесов до 800 - 1000 грамм должен составлять 25 - 30 процентов от питательности, а это значит от 3 до 5 кг комбикорма или зерносмеси с обязательным добавлением минеральных веществ, микроэлементов и витаминов, особенно для молодняка.

9. Содержание крупного рогатого скота мясных пород

Мясное скотоводство требует значительно меньших капитальных затрат на строительство помещений по сравнению с молочным, так как скот специализированных мясных пород более вынослив, неприхотлив, менее подвержен незаразным заболеваниям.
По данным научных учреждений температура воздуха до - 21° С считается для мясного скота термонейтральной, то есть животные при ней не испытывают холодового стресса и им не требуется дополнительных кормов на самосогрев организма.
Для содержания скота в условиях республики в зимний период достаточно легких, не отапливаемых помещений. В запланированных для разведения мясного скота хозяйствах имеется в наличии необходимое количество скотомест, чтобы полностью обеспечит поголовье помещениями.
На пастбищах достаточно оборудовать трехстенные навесы из подручного недорогого материала, где животные смогли бы укрыться от непогоды или же прийти отелиться. Однако полностью отказаться от нового строительства нельзя, так как многие помещения пришли в ветхое состояние. Наиболее рациональны и перспективны для содержания мясного скота облегченные помещения арочной конструкции. Такие помещения надо строить начиная с 2016 года в соответствии с планами наращивания численности поголовья.
В республике есть фермы и комплексы, требующие ремонта и реконструкции.
По результатам комиссионного обследования и согласования с соответствующими муниципальными образованиями, а также с руководством хозяйствующих субъектов, Минсельхозом КБР определен перечень специализированных хозяйств по развитию мясного скотоводства, включающего строительство площадок по интенсивному откорму молодняка мясных пород общей мощностью 6400 скотомест и реконструкцию ферм и комплексов для выращивания и откорма крупного рогатого скота мясных пород общей мощностью 27630 скотомест, обеспечивающее производство не менее 10 тыс. тонн высококачественной говядины специализированных мясных пород и их помесей.

10. Предоставление субсидий за счет средств республиканского
бюджета на реализацию программы

10.1 Субсидии на поддержку мясного скотоводства
Ставка субсидий должна определяться по системе "корова-теленок" из расчета затрат на содержание одной коровы 35 тыс. рублей в год. Размер поддержки на корову в год (2% издержек) составляет в год 0,7 тыс. рублей.
Общая сумма на эти цели составит 418,2 рублей.
В соответствии с планируемым увеличением численности коров в 2016 году до 5,3 тыс. голов, размер государственной поддержки составит (таб. 7).


Таб. 7. Размеры государственной поддержки

N
Год
Число коров
Затраты, всего (млн рублей)
Субсидии (% издержек)
1
2014
2538
86,3
1,64
2
2015
4644
158,0
2,1
3
2016
5724
1947,7
3,71
Всего за 2014 - 2016 гг.
12906
439,0
8,06

10.2 Субсидии на возмещение части затрат на увеличение поголовья коров через покупку нетелей.
Размеры субсидий (таб. 8) рассчитаны по ставке 200 рублей на 1 кг живой массы молодняка (в среднем 80 тыс. рублей на голову).

Таб. 8. Субсидии на увеличение поголовья коров

N
Год
Планируется закупка молодняка (голов)
Затраты на приобретение, всего (млн руб.)
Субсидии на покупку, млн рублей
1
2014
6221
497,7
43,3
2
2015
6683
534,6
46,9
3
2016
7350
651,0
58,8
Всего за 2014 - 2016 гг.
20254
1683,3
149,1

10.3 Субсидирование из республиканского бюджета принимаемых обязательств в размере 100% затрат на повышение квалификации кадров и освещение в СМИ проблем производства и потребления говядины.
Ставка субсидий определяется в расчете на одно издание, один фильм и подготовленного специалиста в размере 100% издержек. Потребность в субсидиях приводится (таб. 11).

Таб. 11. Субсидирование на принимаемые обязательства

N
Год
Объемы субсидий на мероприятия, млн
подготовка, издание и распространение новых материалов по производству говядины
создание фильмов о передовых решениях в технологии, генетике и кормлении мясного скота
проведение семинаров по обучению менеджеров и специалистов
всего
число
сумма
1
2014
0,05
1
0,08
0,5
0,63
2
2015
0,1
2
0,16
1,0
1,26
3
2016
0,1
2
0,16
1,0
1,20
Итого
0,25
5
0,40
2,5
3,9

10.4 Возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов.
Предусмотрено с 2014 года ежегодное увеличение в структуре посевных площадей удельного веса кормовых культур. Планируется увеличить площади с 38 тыс. га в 2014 г. до 100 тыс. га в 2016 году, что позволит полностью удовлетворить потребность в грубых и сочных кормах для производства планируемых объемов молока и говядины.
Ставка субсидий определяется исходя из 11 - 12% стоимости кормозаготовительной техники, необходимой для планируемой площади кормового клина.
Стоимость техники и размеры субсидий приведены (таб. 12).

Таб. 12. Стоимость техники и размеры субсидий

N
Год
Площадь кормовых, тыс. га
Затраты на приобретение техники, млн рублей
Ставка субсидий, в %
Субсидии, млн рублей
1
2014
110
41,25
11
4,5
2
2015
170
56,7
12
6,8
3
2016
200
67,0
12
7,2


2014 - 2016 гг.
380
164,95

18,5

10.5 Возмещение части затрат и субсидирование работ по улучшению естественных пастбищ и сенокосов.
Программой предусматривается поверхностное улучшение 200 тыс. га (стоимость затрат на 1 га - 810 руб.) и коренное - 20 тыс. га (стоимость затрат на 1 га - 3030 руб.), общие затраты составят 222,6 млн рублей (таб. 13).

Таб. 13. Улучшение пастбищ

Год
Площадь, тыс. га
Затраты всего, млн руб.
Всего субсидий, млн руб.
поверхностное улучшение
коренное улучшение
1
2014
80
10
95,1
9,5
2
2015
120
10
127,5
12,7
3
2016
150
40
213
15,0
Всего за 2014 - 2016 гг.
350
60
435,6
37,2

11. Социально-экономическая и экологическая
эффективность программы

Как было отмечено выше, Кабардино-Балкарская Республика является одним из наиболее густонаселенных регионов Российской Федерации, что определяет трудоизбыточность, низкую занятость трудоспособного населения. Поэтому развитие животноводства, как наиболее трудоемкой отрасли, будет способствовать повышению занятости по всей технологической системе "производство-переработка-торговля", восстановлению межхозяйственных и межотраслевых связей. В регионе нет достаточной современной базы по убою и первичной переработке скота, фактически не используется достаточно мощная база комбикормовой промышленности, не решена проблема ценообразования, что приводит к убыточности отрасли. Потенциал естественных пастбищ и сенокосов используется не более чем на 10 - 15%, что приводит к нарушению флоры значительных площадей. Следует отметить, что в зоне разведения мясного скота нет ни одного промышленного предприятия, нет никаких источников, загрязняющих атмосферу, то есть это экологически чистая зона, где возможно производство продукции, отвечающей мировым стандартам.
Реализация предлагаемой программы позволит увеличить:
- индекс производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в общем объеме производства говядины с 0,5% в 2014 г. до 16,4% в 2016 г.;
- удельный вес коров мясных пород до 36% в 2016 г.
Кроме увеличения базы производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание 300 новых рабочих мест в сельских территориях, дополнительное поступление налогов по сравнению с 2013 годом в бюджеты всех уровней за два года в сумме 13,7 млн рублей.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 августа 2011 года № 221-ПП утверждена схема территориального планирования. В Кабардино-Балкарской Республике созданы условия социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в сельской местности. Субъекты малого, среднего, крупного предпринимательства и предприятия потребительской кооперации на общих основаниях могут принимать участие в реализации программы. С целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых производством сельскохозяйственной продукции, в том числе занятых в мясном скотоводстве, предоставляется государственная поддержка в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Таб. 14. Социально-экономическая эффективность
реализации программы

Показатель
2013
2014
2015
2016
Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн в живом весе
7,3
7,6
7,9
8,2
Поголовье мясного и помесного скота, тыс. голов:
38,16
40,06
42,15
44,16
в том числе коров (тыс. голов)
12,72
13,72
14,92
16,12
Поголовье специализированного мясного скота (тыс. голов)
19,78
20,78
21,78
22,29
В том числе коров (голов)
6480
6980
7580
8180
Поголовье помесного и мясного скота (тыс. голов)
18,38
19,23
20,37
21,37
в том числе коров
6,24
6,74
7,34
7,94
Валовой продукт отрасли (млн рублей)
613,2
643,8
675,9
709,6
Валовой доход отрасли (млн рублей)
105,6
110,8
116,3
122,1
Чистая прибыль отрасли (млн рублей)
713,0
748,6
786,0
825,3
Рабочие места
0,26
0,28
0,29
3,0

12. Анализ динамики целевых индикаторов

Анализ динамики целевых индикаторов свидетельствует о том, что реализация программы позволит увеличить производство говядины от мясных пород более чем в 6 раз, поголовье чистопородного мясного скота в 32, увеличить поступление налогов и, что весьма важно для региона, создать 300 новых рабочих мест.
Для реализации программы планируется выделить 82,4 млн рублей бюджетных средств.
Расчет эффективности использования бюджетных средств представлен в таб. 15.

Таб. 15. Расчет эффективности расходования бюджетных средств

N
Показатель
Ед. изм.
2014
2015
2016
1
Выручка от реализации говядины (ТП)
млн руб.
630
660
690
2
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины (ДТП)
млн руб.
258
270
283
3
Финансирование программы
всего (Ф)
млн руб.
676,1
719,0
745,3
4
Показатели эффективности

%
17,1
26,4
27,5

Эффективность расходования средств финансирования определена по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:



где - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,
ДТП - ежегодный прирост товарной продукции говядины в стоимостном выражении,
Ф - объем финансирования производства продукции по программе.
Следует отметить, что реализация программы не может оказать каких-либо негативных экологических последствий в силу того, что потенциал горных пастбищ (260 тыс. га) позволяет содержание значительно большего количества сельскохозяйственных животных. Для повышения урожайности, условий содержания сельскохозяйственных животных планируется проведение культуртехнических мероприятий на площади 220 тыс. га.

13. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Реализация программы предполагает привлечь 1934,0 млн рублей, из них за счет средств республиканского (КБР) бюджета 82,4 млн рублей.
Объемы средств, необходимых для реализации программы, запланированы с учетом сложившихся фактических цен на скот внутри страны (программа не предполагает завоз по импорту), а также расходов на содержание коров, издержек при откорме, других обязательных расходов.
Общая потребность в финансировании программы и их источники приведены в таб. 16.

Таб. 16. Потребность и источники финансирования программы

(в ред. Приказа Минсельхоза КБР от 05.03.2015 № 28)

(млн. руб.)
N
Мероприятия
Источник
2014
2015
2016
Всего
1.
Субсидирование части затрат на содержание поголовья по системе (корова-теленок)
республиканский бюджет КБР
5,2
5,4
5,6
16,2
внебюджетные средства
90,6
95,1
99,8
285,5
2.
Субсидирование части затрат на приобретение поголовья мясного скота для товарных хозяйств
республиканский бюджет КБР
15,4
15,8
16,6
47,8
внебюджетные средства
376,7
395,4
415,1
1187,2
3.
Субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов
республиканский бюджет КБР
2,0
2,1
2,2
6,3
внебюджетные средства
36,3
38,1
40,0
114,4
4.
Субсидирование части затрат на работы по улучшению естественных пастбищ и сенокосов
республиканский бюджет КБР
3,9
4,6
3,6
12,1
внебюджетные средства
84,1
88,3
91,8
264,5

Итого
республиканский бюджет КБР
26,5
27,9
28,0
82,4
внебюджетные средства
587,7
617,0
646,9
1851,6

ВСЕГО
614,2
644,9
674,9
1934,0

14. Система управления реализацией программы

Общее руководство и ответственность за реализацию программы в целом, координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации программы, и контроль за ходом выполнения каждого мероприятия поручается Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

15. Оценка рисков реализации программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы будет проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Общая оценка возможных рисков определена по следующей формуле:


Им = Им x По x (Рг - Сг),

где: Им - риски от снижения плановой для отчетного года интенсивности использования мясного скота (кг мяса на голову скота в убойном весе);

Имо - от невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота в отчетном году;
По - от невыхода на плановое поголовье мясного скота в отчетном году;
Рг - цена реализации говядины в отчетном году;
Сг - себестоимость производства говядины.
Расчеты возможных рисков представлены в таблице 17.

Таб. 17. Расчеты возможных рисков

N
Виды рисков
2014
2015
2016
1
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота)
35,7
44,6
47,6
2
От невыхода на плановое поголовье мясного скота, голов
227
376
408
3
Общая оценка рисков: тыс. тонн
0,476
1,119
1,3

Всего млн рублей
3,33
25,07
27,0

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.

16. Кадровое обеспечение


Формирование отрасли мясного скотоводства будет зависеть от обеспеченности хозяйств квалифицированными кадрами и помощи Минсельхозпрода республики. На зооинженерном факультете ФГОУ ВПО "Кабардино-Балкарская сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова" будет организована подготовка студентов и повышение квалификации специалистов по производству говядины на промышленной основе.
Второе направление - повышение квалификации работающих специалистов путем стажировки в ведущих хозяйствах страны по разведению скота мясных пород.
Третье направление - организация производственной учебы обслуживающего персонала непосредственно в хозяйствах.
На базе передовых хозяйств будут организованы отработки новейших технологий мясного скотоводства, варианты скрещивания, прохождение практики студентов и специалистов.

17. Заключение

Формирование специализированного мясного скотоводства на первом этапе требует достаточно крупных вложений, однако, основные наиболее затратные элементы программы, связанные с закупкой поголовья, кормоуборочной техники, проведением культуртехнических работ на пастбищах, на общую сумму 1332,3 млн рублей (82,7% от всех расходов) планируется:
- 60% за счет лизинга, выделяемого хозяйствам;
- 20% за счет субсидий;
- 20% за счет собственных средств хозяйств и инвесторов.
Следует отметить, что удельные затраты концентрированных кормов в мясном скотоводстве выше чем в молочном, т.к. затраты относят к производству единственного продукта - говядины. В связи с этим для эффективного ведения мясного скотоводства планируется выполнение ряда обязательных требований, в числе которых:
- выход телят на 100 коров не менее 90 - 95;
- сезонность отелов, позволяющая формировать одновозрастные нагульные группы;
- сохранность приплода не менее 97%;
- обеспеченность пастбищами из расчета не менее 3,5 га на 1 голову;
- проведение культуртехнических работ на пастбищах;
- обеспеченность кормами из расчета 30 - 32 ц кормовых единиц на 1 голову, в том числе 3 - 4 ц комбикормов, 8 - 10 ц сена, сенажа и силоса 40 - 45 ц;
- среднесуточный прирост молодняка 800 - 1000 граммов.
Рентабельность мясного скотоводства при выполнении всех технологических требований можно обеспечить на уровне 15 - 20%. В условиях востребованности высококачественной экологически чистой, молодой говядины на потребительском рынке рентабельность может повыситься до 30 процентов.
Для ускоренной окупаемости планируется более продолжительное использование пастбищ, организация интенсивного заключительного откорма скота в течение последних 2 месяцев и получение среднесуточных приростов 1000 - 1200 граммов.


------------------------------------------------------------------