Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 N 23-РЗ "Об образовании"
24 апреля 2014 года N 23-РЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Принят
Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики
3 апреля 2014 года
Список изменяющих документов
(в ред. Законов КБР от 16.12.2014 № 65-РЗ,
от 16.11.2015 № 47-РЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регулирует отношения в сфере образования в Кабардино-Балкарской Республике.
Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования.
Статья 3. Принципы развития системы образования в Кабардино-Балкарской Республике
Развитие системы образования в Кабардино-Балкарской Республике основывается на основных принципах государственной политики в сфере образования, установленных Федеральным законом, а также на следующих принципах:
1) обеспечение разносторонних интересов детей;
2) доступность качественного образования в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике;
3) обеспечение воспитания, способствующего формированию нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, этнокультурным традициям народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.
Статья 4. Язык (языки) образования, этнокультурное образование
1. В государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, гарантируется право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на кабардинском и балкарском языках, право на изучение указанных языков, а также родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования, включая:
1) введение в общеобразовательных организациях, в которых обучение ведется на русском языке, для обучающихся, для которых кабардинский или балкарский язык является родным, в качестве обязательного учебного предмета кабардинского или балкарского языка (по выбору обучающегося) как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
2) подготовку специалистов для осуществления образовательного процесса на кабардинском и балкарском языках, по кабардинскому и балкарскому языкам и литературам, а также по другим общеобразовательным дисциплинам региональной и этнокультурной направленности;
3) организацию разработки учебников и учебных пособий на кабардинском и балкарском языках, по кабардинскому и балкарскому языкам и литературам, а также по другим общеобразовательным дисциплинам региональной и этнокультурной направленности в порядке, определяемом исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее - уполномоченный орган);
4) участие в экспертизе учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с действующим законодательством в сфере образования, а также в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по кабардинскому и балкарскому языкам и литературам, другим общеобразовательным дисциплинам региональной и этнокультурной направленности;
5) реализацию иных мер по обеспечению преподавания и изучения кабардинского и балкарского языков как государственных языков Кабардино-Балкарской Республики.
2. Преподавание и изучение государственных языков Кабардино-Балкарской Республики в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
3. В соответствии с Федеральным законом язык (языки) образования определяется локальными нормативными актами государственной или муниципальной образовательной организации или иной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам.
4. Для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших кабардинский или балкарский языки и литературы и выбравших экзамен по кабардинскому или балкарскому языкам и литературам для прохождения государственной итоговой аттестации, государственная итоговая аттестация проводится в формах и порядке, которые устанавливаются уполномоченным органом.
Статья 5. Полномочия Правительства Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования
К полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования относятся:
1) утверждение государственных программ развития образования в Кабардино-Балкарской Республике с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Кабардино-Балкарской Республики;
2) ежегодное, не позднее 1 апреля следующего года, представление в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчета (доклада) о состоянии и перспективах развития образования в Кабардино-Балкарской Республике и размещение его на официальном сайте Правительства Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций, учредителем которых является Кабардино-Балкарская Республика (далее - республиканские образовательные организации), в том числе:
а) республиканских образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа);
б) центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Кабардино-Балкарской Республике в целях оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
в) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, поздно оглохших, слепых, слабовидящих, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
г) общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний;
д) общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "кадетская школа" и "кадетский корпус", в том числе интернатного типа;
4) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
5) организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в республиканских образовательных организациях;
6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
8) организация предоставления дополнительного образования детей в республиканских образовательных организациях;
9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в республиканских образовательных организациях;
10) утратил силу. - Закон КБР от 16.12.2014 № 65-РЗ;
11) установление порядка организации полного государственного обеспечения обучающихся, в том числе обеспечения одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
12) установление порядка организации полного государственного обеспечения обучающихся в республиканских и муниципальных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
а) норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода и личной гигиены, играми, игрушками, книгами;
б) норм расходов на каждого ребенка для проведения культурно-массовой работы;
в) размера и порядка выплаты денежных средств на личные нужды;
13) установление случаев и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский бюджет);
14) установление порядка назначения государственной академической и государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета;
15) установление нормативов для формирования стипендиального фонда за счет средств республиканского бюджета;
16) учреждение именных стипендий Правительства Кабардино-Балкарской Республики, определение размера и условий их выплат;
17) установление максимального для каждого муниципального образования размера и среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в республиканских образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях, а также размера компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, части родительской платы, порядка обращения за получением компенсации и порядка ее выплаты;
(в ред. Закона КБР от 16.11.2015 № 47-РЗ)
18) установление размера и порядка выплаты за счет средств республиканского бюджета компенсации педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена;
19) установление дополнительных мер государственной поддержки педагогических работников в целях привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике;
20) утверждение структуры, перечня, методики расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности республиканских образовательных организаций, а также методики расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций;
21) утверждение порядка установления (в том числе порядка определения общего объема) контрольных цифр приема обучающихся за счет средств республиканского бюджета организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
(в ред. Закона КБР от 16.11.2015 № 47-РЗ)
22) иные полномочия Правительства Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренные настоящим Законом.
Статья 6. Полномочия уполномоченного органа
К полномочиям уполномоченного органа относятся:
1) разработка и реализация государственных программ развития образования в Кабардино-Балкарской Республике с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Кабардино-Балкарской Республики;
2) обеспечение преподавания и изучения государственных языков Кабардино-Балкарской Республики в республиканских образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях;
3) обеспечение получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, не имеющими основного общего или среднего общего образования;
4) установление порядка регламентации и оформления отношений республиканской образовательной организации и муниципальной образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях;
5) участие в экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
6) участие в проведении экспертизы учебников, подлежащих включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Кабардино-Балкарской Республики;
7) обеспечение прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов Российской Федерации на родном языке;
8) участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебников и учебных пособий по общеобразовательным предметам этнокультурной направленности;
9) установление порядка проведения оценки последствий принятия решений о реорганизации или ликвидации республиканских образовательных организаций, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
10) создание учебно-методических объединений, утверждение положений о них;
11) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории педагогических работников республиканских образовательных организаций, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике;
12) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, создание государственных экзаменационных комиссий для проведения указанной аттестации;
13) обеспечение подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействие привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике;
14) установление порядка и сроков проведения аттестации руководителя и кандидатов на должность руководителя республиканской образовательной организации;
15) осуществление мониторинга состояния образования в Кабардино-Балкарской Республике, подготовка ежегодного отчета (доклада) о состоянии и перспективах развития образования в Кабардино-Балкарской Республике и размещение его на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
16) создание условий для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;
17) согласование в установленном порядке создания филиалов образовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике;
18) организация формирования и ведения региональной информационной системы и представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
19) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в республиканских образовательных организациях;
20) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
21) организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий в Кабардино-Балкарской Республике, направленных на выявление и развитие у обучающихся выдающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
22) организация обеспечения республиканских образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, путем бесплатного предоставления в пользование обучающимся на время получения образования;
23) установление порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, региональными инновационными площадками;
24) организация, формирование и ведение региональных информационных систем в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности;
25) осуществление взаимодействия в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном федеральным законодательством;
26) обеспечение бесплатного предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
27) установление перечня малокомплектных образовательных организаций в соответствии с настоящим Законом;
28) внесение в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования сведений о мероприятиях по государственному надзору (контролю) в сфере образования в Кабардино-Балкарской Республике при осуществлении переданного Российской Федерацией полномочия по государственному надзору (контролю) в сфере образования;
29) осуществление аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования;
29-1) утверждение типовых требований к одежде обучающихся в республиканских и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
(п. 29-1 введен Законом КБР от 16.12.2014 № 65-РЗ)
30) иные полномочия уполномоченного органа в соответствии с настоящим Законом, а также иные полномочия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области образования, установленные федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики об образовании, за исключением отнесенных к полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 7. Инфраструктура системы образования в Кабардино-Балкарской Республике
1. Инфраструктуру системы образования в Кабардино-Балкарской Республике составляют:
1) республиканские образовательные организации, муниципальные образовательные организации, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике;
2) научные организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели;
3) государственные и муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
4) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
В инфраструктуру системы образования в Кабардино-Балкарской Республике могут входить библиотеки, столовые, общежития, спортивные сооружения и другие организации и объекты, обеспечивающие функционирование системы образования.
2. В целях координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечения качества и развития содержания образования уполномоченным органом создаются учебно-методические объединения и другие коллегиальные органы.
3. Учебно-методические объединения и другие коллегиальные органы, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, осуществляют деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми уполномоченным органом.
В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические, научные и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.
Статья 8. Инновационная деятельность в сфере образования в Кабардино-Балкарской Республике
1. Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в Кабардино-Балкарской Республике в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
2. Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками устанавливается уполномоченным органом.
3. Уполномоченный орган в пределах своих полномочий создает условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.
4. В Кабардино-Балкарской Республике организуется деятельность республиканских инновационных площадок следующих видов:
1) экспериментальные площадки - организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, обладающие потенциалом для ведения научно-методической деятельности и победившие в конкурсном отборе на выполнение опытно-экспериментальных работ по решению актуальных проблем в сфере образования в Кабардино-Балкарской Республике;
2) ресурсные центры общего образования - организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и иные действующие в сфере общего образования организации, а также их объединения, системно внедряющие в сферу образования инновации по направлению заявленной деятельности, оказывающие методическую поддержку по направлению заявленной деятельности;
3) базовые площадки - организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и иные действующие в сфере общего образования организации, предназначенные для распространения в сфере образования успешных практик по направлению заявленной деятельности;
4) ресурсные центры подготовки специалистов - организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам, и иные действующие в сфере профессионального образования организации, а также их объединения, на базе которых осуществляется концентрация материально-технических, кадровых, методических, информационных ресурсов для организации подготовки, повышения квалификации, переподготовки специалистов;
5) учебные центры профессиональной квалификации для рабочих и служащих - организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам или программам профессионального обучения, а также их объединения для организации профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по группам профессий;
6) ресурсные центры дополнительного образования - организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам для детей или дополнительным предпрофессиональным программам для детей, и иные действующие в сфере дополнительного образования организации, а также их объединения, на базе которых осуществляется концентрация материально-технических, кадровых, методических, информационных ресурсов для организации повышения квалификации и методической поддержки педагогических работников системы дополнительного образования.
Статья 9. Дополнительные гарантии по реализации права на образование отдельных категорий обучающихся
1. Детям из многодетных семей гарантируется прием в дошкольные образовательные организации в первую очередь.
2. Детям-инвалидам предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в образовательных организациях в целях освоения основных общеобразовательных программ.
3. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях уполномоченный орган и образовательные организации обеспечивают с согласия родителей (законных представителей) обучение детей-инвалидов на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий по основным общеобразовательным программам с предоставлением компьютерного оборудования, программного обеспечения и средств связи, в порядке, предусмотренном Правительством Кабардино-Балкарской Республики. Затраты родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому подлежат компенсации в полном объеме в порядке, установленном Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
4. По завершении обучения детьми-инвалидами, достигшими возраста 18 лет, обучавшимися с применением дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации, предоставленное для обучения компьютерное оборудование, программное обеспечение передается указанным детям-инвалидам в собственность в порядке, определяемом Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
5. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающие в республиканских и муниципальных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.
6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение в подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования в порядке, установленном Федеральным законом.
7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих. Размер и порядок возмещения расходов профессиональных образовательных организаций на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
8. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в республиканских и муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.
9. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в республиканских и муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия в соответствии с Федеральным законом, сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в течение тридцати дней с начала учебного года за счет средств республиканского бюджета.
Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств республиканского бюджета или местных бюджетов по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, устанавливаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
10. Выпускники республиканских и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.
11. Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств республиканского бюджета или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств республиканского бюджета или местных бюджетов, однократно обеспечиваются бесплатно одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Кабардино-Балкарской Республики, а также единовременным денежным пособием в размере не менее пятисот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в кредитной организации.
12. При предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в республиканских и муниципальных образовательных организациях, академического отпуска по медицинским показаниям (в том числе по уходу за ребенком) за ними сохраняется на весь период отпуска полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Республиканские и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность, содействуют организации их лечения.
13. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше возраста 23 лет, принятых на обучение по очной форме в республиканские и муниципальные образовательные организации впервые до достижения ими возраста 23 лет, распространяются дополнительные гарантии, установленные частями 8 - 11 настоящей статьи, в полном объеме до окончания ими обучения в указанных организациях.
14. На выпускников республиканских и муниципальных общеобразовательных организаций - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в общеобразовательных организациях или по окончании их нахождения на воспитании в приемной семье в связи с достижением возраста 18 лет распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные частями 6 и 12 настоящей статьи, на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
15. Исключение обучающихся - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из республиканских и муниципальных образовательных организаций возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства Кабардино-Балкарской Республики при условии дальнейшего их трудоустройства или направления на обучение в другую образовательную организацию.
Статья 10. Меры социальной поддержки обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике
1. Обучающимся в Кабардино-Балкарской Республике предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, муниципальными правовыми актами, локальными нормативными актами.
2. К категории обучающихся, которым оказывается социальная поддержка, предусмотренная настоящим Законом, в целях реализации ими права на образование, относятся:
1) дети-инвалиды;
2) дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
3) дети, нуждающиеся в длительном лечении;
4) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) обучающиеся, проявившие выдающиеся способности;
6) дети из многодетных семей.
3. Обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального образования с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего в республиканских образовательных организациях среднего профессионального образования предоставляется бесплатное питание в дни теоретического и производственного обучения в порядке, установленном Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
4. Обучающимся и воспитанникам общеобразовательных школ-интернатов, школ-интернатов санаторного типа, организаций среднего профессионального образования с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего оказывается социальная поддержка по обеспечению питанием.
Социальная поддержка по обеспечению питанием предоставляется обучающимся и воспитанникам республиканских образовательных организаций в виде:
1) пятиразового питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных школ-интернатов, школ-интернатов санаторного типа, проживающих в них;
2) двухразового питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных школ-интернатов, не проживающих в них;
3) льготного питания обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, проживающих в общежитии.
5. Обучающимся образовательных организаций в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Кабардино-Балкарской Республики, предоставляются компенсационные выплаты за проезд на общественном транспорте общего пользования (за исключением такси).
6. Обучающимся из многодетных семей и семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы, предоставляются следующие виды социальной поддержки:
1) оплата проезда для обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций на муниципальном и межмуниципальном транспорте;
2) бесплатное питание (завтраки, обеды) для обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций;
3) бесплатное обеспечение детской одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной организации.
7. Обучающимся и воспитанникам общеобразовательных организаций старше 7 лет, обучающимся очной формы обучения образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательной организации предоставляется льгота в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате на железнодорожных станциях, находящихся на территории Кабардино-Балкарской Республики, проезда железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения.
8. Республиканские образовательные организации могут самостоятельно в пределах имеющихся внебюджетных средств устанавливать дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием обучающихся и воспитанников.
9. Уполномоченный орган оказывает содействие лицу, признанному беженцем, в устройстве его детей в республиканские или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, образовательные организации среднего профессионального и высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации.
10. Обучающимся, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются иные меры государственной социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 11. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (иным законным представителям) выплачивается компенсация в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в республиканских образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на первого ребенка, 50 процентов размера такой платы - на второго ребенка, 70 процентов размера такой платы - на третьего ребенка и последующих детей.
2. Право на получение компенсации имеет один из родителей (иных законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
3. Утратила силу. - Закон КБР от 16.11.2015 № 47-РЗ.
Статья 12. Малокомплектная образовательная организация
1. Малокомплектной дошкольной образовательной организацией является муниципальная образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы дошкольного образования, удаленная от иных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, более чем на пять километров, с численностью обучающихся менее 20 человек.
2. Малокомплектной общеобразовательной организацией является муниципальная общеобразовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, удаленная от других образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы соответствующего уровня, сверх норм пешеходной и транспортной доступности, предусмотренных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, имеющая следующую численность обучающихся:
1) для образовательных организаций, реализующих только основные общеобразовательные программы начального общего образования, - менее 40 обучающихся;
2) для образовательных организаций, реализующих только основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, - менее 124 обучающихся;
3) для образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, - менее 150 обучающихся.
Статья 13. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом
1. Расходы, предусмотренные настоящим Законом, являются государственными расходными обязательствами Кабардино-Балкарской Республики и финансируются за счет средств республиканского бюджета, если иное не предусмотрено Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования, в том числе малокомплектных образовательных организаций, осуществляется на основе нормативов и нормативных затрат, определяемых в соответствии с Федеральным законом.
Статья 14. Приведение законодательства Кабардино-Балкарской Республики в соответствие с настоящим Законом
1. Нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение одного месяца со дня его вступления в силу.
2. Нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренные настоящим Законом, подлежат принятию в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
3. Признать утратившими силу:
1) части 2, 3, абзац первый части 4, часть 7 статьи 7, статью 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года № 1547-XII-З "О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
2) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1994 года № 4-РЗ "Об образовании" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
3) часть 3 статьи 8 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 года № 1-РЗ "О языках народов Кабардино-Балкарской Республики" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
4) часть вторую статьи 22 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 1996 года № 21-РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
5) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 ноября 1998 года № 24-РЗ "Об обязательном экземпляре документов" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
6) пункт 6 статьи 5, часть 5 статьи 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года № 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
7) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2006 года № 96-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Кабардино-Балкарской Республики по вопросам организации воспитания и обучения детей-инвалидов по общеобразовательной или индивидуальной программе на дому" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
8) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 ноября 2007 года № 75-РЗ "О нормативах предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
9) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 июля 2009 года № 45-РЗ "О нормативно-подушевом бюджетном финансировании расходов по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Кабардино-Балкарской Республике" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
10) Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 года № 67-РЗ "О республиканском комплекте учебников" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru);
11) статью 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17 февраля 2012 года № 2-РЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Временно исполняющий обязанности
Главы Кабардино-Балкарской Республики
Ю.КОКОВ
город Нальчик
24 апреля 2014 года
№ 23-РЗ
------------------------------------------------------------------