Постановление Местной администрации Терского муниципального района КБР от 21.04.2014 N 88-п "Об утверждении Программы местной администрации Терского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2017 года"
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. № 88-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Посланием Главы Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2013, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.07.2007 № 181-ПП "О Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
- Программу местной администрации Терского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2017 года;
- План мероприятий по реализации в 2014 - 2016 годах Программы местной администрации Терского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2017 года.
2. МУ "Районное финансовое управление Терского муниципального района" (Кизов З.Н.) руководствоваться Программой при формировании и организации исполнения местного бюджета Терского муниципального района, а также при подготовке проектов решений на сессию Совета местного самоуправления Терского муниципального района и иных нормативных правовых актов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы местной администрации Терского муниципального района Каирова М.Т.
Глава местной администрации
Терского муниципального района КБР
М.ПАНАГОВ
Утверждена
постановлением
Местной администрации
Терского муниципального района КБР
от 21 апреля 2014 г. № 88-п
ПРОГРАММА
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2017 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Посланием Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту от 24 апреля 2013 года, основными положениями Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2007 года № 181-ПП.
I. Необходимость разработки и реализации Программы
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно нашли отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Результатом данных реформ стало формирование в Кабардино-Балкарской Республике современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
создания и развития системы муниципальных отделов исполнения бюджета (муниципальные казначейства), обеспечивающих кассовое обслуживание местного бюджета Терского муниципального района (далее - местный бюджет), эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Терского муниципального района, управление единым счетом местного бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
установления механизма сбережения средств местного бюджета посредством эффективного расходования бюджетных средств, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Терского муниципального района;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности);
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности.
В то же время не все направления в области бюджетных реформ реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняются следующие системные недостатки и нерешенные проблемы:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики;
отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов (за исключением муниципальных целевых программ) методологически не взаимоувязано;
доходная база местных бюджетов остается нестабильной;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (не планируются расходы по ведомственным целевым программам, не осуществляются обоснования бюджетных ассигнований);
не внедрены муниципальные задания.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Терского муниципального района в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Терского муниципального района.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Терского муниципального района.
Для достижения цели Программы необходимо создать механизмы, направленные на решение следующих основных задач:
усиление роли консолидированного бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития экономики Терского муниципального района;
создание условий для повышения эффективности деятельности главных распорядителей средств местного бюджета и органов местного самоуправления по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности главных распорядителей средств местного бюджета и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения указанных задач в 2014 - 2016 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Терского муниципального района;
переход к утверждению "программного" бюджета;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.
III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы Терского муниципального района
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Терского муниципального района является необходимым условием решения задач Программы.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития района - роста уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Установление целей социально-экономического развития и индикаторов для их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) муниципального долга привело бы к восстановлению "необеспеченных мандатов" (нормативных правовых актов и решений исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района, влекущих дополнительные расходы местного бюджета, и, как следствие, размыванию ответственности органов власти и конкретных должностных лиц за результаты деятельности, а также к дискредитации формируемых общественных институтов, включая защиту прав собственности, соблюдение законодательно установленных социальных гарантий, выполнение контрактных обязательств, действенность судебной системы, без которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие района.
Вынужденный в условиях неопределенности бюджетных возможностей пересмотр заявленных целей государственной политики, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнения (пересмотра) муниципальных контрактов приводит к снижению доверия граждан и бизнеса к государству не только как к субъекту политики, но и как к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях.
Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности органов власти, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета Терского муниципального района, основанных на реалистичных оценках;
ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
снижение (ликвидация) кредиторской задолженности бюджетных учреждений, систематический мониторинг ее состояния, повышение ответственности руководителей;
снижение финансовых затрат (покупка программного обеспечения каждым учреждением, обновление его, содержание бухгалтеров и программистов) бюджетных учреждений на ведение бухгалтерского, статистического, налогового и кадрового учета, составление отчетности путем централизации бухгалтерских служб;
повышение качества планирования бюджетных расходов с использованием специализированных программных средств;
систематический анализ и оценка рисков для бюджетной системы Терского муниципального района;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на муниципальном уровне планируется реализовать следующие основные меры:
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, учет в реестре расходных обязательств особенностей различных расходных обязательств, характер их образования, принятия и "жизненного" цикла вплоть до исполнения;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов местного самоуправления Терского муниципального района за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
оптимизация числа налоговых льгот;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения местного бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств местного бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана.
При этом на муниципальном уровне должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности местного бюджета, а также создания устойчивых стимулов для органов местного самоуправления по ее наращиванию.
Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:
усилить действенность требований по зачислению налоговых доходов в местные бюджеты Терского муниципального района по месту деятельности предприятий;
повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога;
организовать процесс исполнения местного бюджета Терского муниципального района таким образом, чтобы иметь возможность использовать ликвидность счета бюджета в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, не создавая при этом кредиторской задолженности по обязательствам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства;
повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления при администрировании налогов и других платежей.
IV. Совершенствование разграничения полномочий и организация
деятельности публично-правовых образований
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Терского муниципального района, для реализации целей и задач Программы необходимо четко определить полномочия (права и ответственность) и принципы деятельности публично-правовых образований.
Это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
Дальнейшее развитие нормативно-правовых актов в этой сфере должно исходить из следующих принципов:
недопустимость возникновения "необеспеченных мандатов" и решений исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района, влекущих возникновение выпадающих доходов;
объективная, формализованная и прозрачная система межбюджетных трансфертов;
наличие стимулов для повышения эффективности муниципального управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение законодательно установленных требований и финансовой дисциплины.
Для реализации указанных принципов, в частности, целесообразно:
отказаться от неформализованных каналов предоставления местным бюджетам финансовой поддержки из республиканского бюджета;
обеспечить повышение обусловленности предоставления финансовой помощи местным бюджетам городского и сельских поселений Терского муниципального района путем установления обязательств не только по повышению качества управления муниципальными финансами, но и проведения структурных реформ и повышения результативности деятельности;
повысить эффективность применения инструментов воздействия на бюджетную политику муниципальных образований района с учетом их дотационности;
проводить мониторинг управления муниципальным долгом на местном уровне с учетом показателей задолженности муниципальных унитарных предприятий с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у бюджетов по погашению накопленной задолженности;
предоставлять межбюджетные трансферты с учетом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки созданных институциональных условий для привлечения инвесторов в муниципалитет соответственно.
В целом должна быть повышена ответственность органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
Эффективное решение обозначенных в разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на местное самоуправление.
V. Муниципальные программы как инструмент повышения
эффективности бюджетных расходов
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации деятельности - планировать расходы по ведомственным и долгосрочным целевым программам.
Муниципальная программа Терского муниципального района (далее - муниципальная программа) - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты муниципальной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, обеспечивающий реализацию в установленные сроки мероприятий районного значения.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение управления или отдела местной администрации Терского муниципального района, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами всех сфер деятельности исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении для достижения целей муниципальных программ;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Предполагается, что состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм будут определяться муниципальной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться решением Совета местного самоуправления Терского муниципального района о местном бюджете.
Ответственным за разработку и реализацию муниципальной программы на муниципальном уровне является местная администрация Терского муниципального района.
На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования могут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети "Интернет" на портале местной администрации Терского муниципального района.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) усовершенствовать порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ;
2) определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Терского муниципального района;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации муниципальной программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
перечень включенных в состав муниципальной программы подпрограмм и муниципальных целевых программ;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из местного бюджета по годам реализации муниципальной программы;
3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований местного бюджета Терского муниципального района на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
VI. Переход к программной структуре
расходов бюджетов
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов.
В 2014 год необходимо провести всю подготовительную работу по разработке и экспертизе проектов муниципальных программ, проектов нормативно-правовых актов местной администрации Терского муниципального района, методических материалов, их практической апробации, адаптации программного обеспечения и т.д.
В частности, в составе материалов, представляемых в Совет местного самоуправления Терского муниципального района одновременно с проектом решения о бюджете Терского муниципального района, целесообразно представлять приложение с распределением бюджетных ассигнований по муниципальным программам и их подпрограммам.
При этом предполагается, что в течение ближайших 2 - 3 бюджетных циклов будут действовать положения, позволяющие формировать программную структуру расходов местного бюджета в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном местной администрацией Терского муниципального района порядке.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов местного бюджета.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района.
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
VII. Оптимизация функций муниципального управления
и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти, в том числе на применении его в процессе реализации муниципальных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
оптимизация в исполнительных органах местного самоуправления Терского муниципального района соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления Терского муниципального района.
В целях повышения эффективности государственного управления и оптимизации бюджетных расходов обеспечить:
расходование бюджетных средств главными распорядителями и получателями средств местных бюджетов Терского муниципального района в безналичной форме;
перечисление оплаты труда на счета физических лиц в кредитных учреждениях в соответствии с коллективным договором или трудовым договором (контрактом).
Исполнительными органами местного самоуправления Терского муниципального района должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения.
Необходимо разработать методики оценки эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления Терского муниципального района, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности органов власти об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д.
Важной сферой оптимизации деятельности является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
совершенствование приватизационных процедур;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
формирование экономически обоснованной дивидендной политики.
VIII. Повышение эффективности предоставления
муниципальных услуг
Существующая в Терском муниципальном районе сеть муниципальных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения в Терском районе не реализован. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг;
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления Терского муниципального района, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений в 2014 - 2016 годах необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2014 - 2016 годы.
В этих целях исполнительным органам местного самоуправления Терского муниципального района, разрабатывающим проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета Терского муниципального района разрабатывать и представлять в МУ "Районное финансовое управление Терского муниципального района" сводные показатели муниципальных заданий.
IX. Развитие системы муниципального
финансового контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют реформирования системы муниципального финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В этих целях необходимо:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Кабардино-Балкарской Республики;
исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Правовое регулирование в сфере муниципального финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса, прежде всего органами власти, в рамках бюджетного законодательства.
В свою очередь, бюджетное законодательство должно исходить из обязательности для участников бюджетного процесса в отношениях, не основанных на административном или ином властном подчинении, включения в разрабатываемые ими проекты договоров с контрагентами о предоставлении средств из бюджета (за исключением муниципальных контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) условий об их согласии на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых средств из бюджета. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, вытекающая из бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Кабардино-Балкарской Республики по конкретным видам расходов, порядок осуществления которых является предметом муниципального финансового контроля.
Внедрение этого подхода означает перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Кабардино-Балкарской Республики как части административного права и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления целевых средств из бюджета (бюджетных кредитов, гарантий, субсидий) с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы местного самоуправления Терского муниципального района, на которые возложены функции по установлению порядка предоставления указанных средств, и на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени Терского муниципального района.
Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и осуществление мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
При этом необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам муниципального финансового контроля, так и исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и местным администрациям муниципальных образований Терского муниципального района. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.
В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности муниципального финансового контроля необходимо усовершенствовать систему правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Кабардино-Балкарской Республики, в частности, установить административные наказания.
X. Формирование комплексной контрактной системы
в Терском муниципальном районе
Для полноценного правового регулирования имущественных отношений в Терском муниципальном районе необходимо сформировать комплексную контрактную систему.
Первоочередными задачами на 2014 - 2016 годы являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно: планирование закупок, размещение заказов и исполнение контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
Это возможно путем последовательной системной модернизации сферы обеспечения нужд публично-правовых образований как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элементов управления "контрактуемыми" расходами и их общей увязки.
В рамках прогноза социально-экономического развития должен вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
В результате формирования комплексной контрактной системы должны быть созданы такие инструменты, как стандартные спецификации, типовые контракты на стандартные (отдельные) товары, работы и услуги (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение и т.п.), автоматизированные средства проведения заказчиками мониторинга исполнения контрактов, позволяющие им более эффективно обеспечивать решение стоящих перед ними задач.
Одним из инструментов, объединяющих элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт местной администрации Терского муниципального района в сети "Интернет" для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
В целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок для муниципальных нужд необходимо установить порядок:
определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и выполнения функций;
установления по наиболее крупным объектам муниципальных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения муниципальных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
определения начальных цен продукции для разных ее типов;
проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
При планировании муниципальных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения муниципального заказа, должны содержать положения о:
необходимости утверждения и ведения планов закупок, плана-графика закупок и графика заключения контрактов;
порядке составления требований к предмету закупки;
требованиях к обеспечению контрактов, в том числе в части разработки и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров поручительства;
порядке определения начальной цены муниципального контракта;
необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным муниципальным контрактам.
Следует рассмотреть возможность создания в бюджетном процессе Терского муниципального района гибких инструментов, направленных на исполнение муниципальных контрактов, с возможностью:
использования заказчиком средств от реализации финансового обеспечения при неисполнении либо ненадлежащем исполнении контракта поставщиком;
уменьшения заказчиком объема оплаты по контракту на сумму штрафных санкций, предъявленных к поставщику.
Дальнейшее развитие контрактных отношений должно быть направлено на формирование системы продаж, аренды и другого использования движимого и недвижимого имущества Терского муниципального района.
Кроме того, в перспективе на контрактную основу должно быть переведено размещение муниципальных заданий (заказов) на оказание социально значимых услуг.
В целом развитие контрактных отношений должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Комплексная контрактная система должна обеспечить повышение качества и снижение издержек при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач местных администраций Терского муниципального района и бюджетных учреждений.
XI. Развитие информационной системы управления
муниципальными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления (кроме операций территориальных органов внебюджетных фондов).
Однако современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Например, в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено создание официального сайта в сети "Интернет" для размещения информации о деятельности всех государственных (муниципальных) учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности местных администраций Терского муниципального района, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации по муниципальным программам, объектам финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии Терского муниципального района, их активах и обязательствах;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения местного бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности Терского муниципального района;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд Терского муниципального района, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, потребуется создание информационных ресурсов и реестров, содержащих информацию об организациях муниципального сектора, муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах Терского муниципального района.
Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр муниципальных контрактов и т.д.), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграцию существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:
разработка нормативных правовых актов и методических материалов для формирования и централизованного ведения реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
проектирование системы электронного бюджета как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы;
создание единого портала муниципальных финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности Терского муниципального района, формируемой на основании сведений системы электронного бюджета;
развитие функциональности автоматизированной системы Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, в том числе завершение перехода на полный электронный документооборот с главными распорядителями и получателями средств местного бюджета Терского муниципального района при санкционировании расходов бюджета.
Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Утвержден
постановлением
Местной администрации
Терского муниципального района КБР
от 21 апреля 2014 г. № 88-п
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2014 - 2016 ГОДАХ ПРОГРАММЫ
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
№ п/п
Наименование мероприятия
Вид документа (проект)
Срок исполнения
Ответств. исполнители
1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Терского муниципального района
1.1.
Подготовка проекта решения Совета местного самоуправления Терского муниципального района "О бюджете Терского муниципального района на 2015 - 2017 годы" с соблюдением предельного уровня дефицита бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ
решение сессии Совета местного самоуправления Терского муниципального района
IV квартал 2014 года
МУ "РФУ Терского муниципального района"
1.2.
Разработка и утверждение среднесрочного финансового плана Терского района на 2015 - 2017 годы
постановление главы местной администрации Терского мун. района
IV квартал 2014 года - 1 квартал 2015 года
МУ "РФУ Терского муниципального района"
1.3.
Совершенствование организации и методологии кассового прогнозирования исполнения бюджета Терского района с целью повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета района за качество и соблюдение показателей кассового плана
приказ МУ "РФУ Терского муниципального района"
I квартал 2014 года
МУ "РФУ Терского муниципального района"
2. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований
2.1.
Внесение изменений в нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Терского мун. района
постановление главы местной администрации Терского мун. района
по мере необходимости
МУ "РФУ Терского муниципального района"
2.2.
Продолжение работы по оказанию методической помощи поселениям района в осуществлении ими бюджетного процесса, повышении уровня квалификации работников финансовых органов поселений
инструктивные письма главам поселений
в течение всего периода
МУ "РФУ Терского муниципального района"
2.3.
Мониторинг управления мун. долгом на уровне поселений в части:
соответствия данных мун. долговых книг требованиям бюджетного законодательства;
предельного объема мун. долга бюджета поселения;
верхнего предела муниципального долга бюджета поселения;
предоставления муниципальных гарантий бюджетом поселения
сводное заключение
IV квартал 2014 года
МУ "РФУ Терского муниципального района"
3. Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
3.1.
Утверждение порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Терского муниципального района
постановление главы местной администрации Терского муниципального района
1 полугодие 2014 года
отдел экон. развития, поддержки предпринимательства и мун. имущества местной администрации Терского мун. района
3.2.
Определение перечня муниципальных программ Терского района
постановление главы местной администрации Терского муниципального района
до 01.07.2014
отдел экон. развития, поддержки предпринимательства и мун. имущества местной администрации Терского мун. района
3.3.
Утверждение мун. долгосрочных целевых программ Терского мун. района (в соответствии с перечнем мун. программ Терского муниципального района)
постановление главы местной администрации Терского мун. района
в 2-мес. срок после утверждения перечня мун. программ Терского мун. района
управления, отделы местной администрации Терского мун. района
4. Оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения
4.1.
Работа по государственной регистрации права муниципальной собственности Терского муниципального района на объекты недвижимости
ежеквартальный отчет
I - IV квартал 2014 года
отдел экон. развития, поддержки предпринимательства и мун. имущества местной администрации Терского мун. района
5. Формирование комплексной районной контрактной системы в Терском муниципальном районе
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: возможно, в нижеследующем пункте графе пятой слова "Терского администрации" - лишние.
------------------------------------------------------------------
5.1.
Приведение правовых актов Терского муниципального района в соответствие с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, расчет услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
правовые акты местной администрации Терского муниципального района
I полугодие 2014 года
отдел экон. развития, поддержки предпринимательства и мун. имущества местной администрации Терского администрации Терского мун. района, административно-правовой отдел местной администрации Терского мун. района
6. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
6.1.
Подготовка приказа МУ "РФУ Терского муниципального района" "Об электронном документообороте при осуществлении бюджетного процесса"
приказ МУ "РФУ Терского муниципального района"
в месячный срок после выхода соответствующего приказа Министерства финансов КБР
МУ "РФУ Терского муниципального района"
------------------------------------------------------------------