Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Избирательной комиссии КБР от 13.07.2014 N 82/5-5 "Об исключении кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва из списка кандидатов, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" для заверения">



ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2014 года

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Бабугоевой Л.М.
при секретаре Табуховой А.А.
с участием прокурора Башиева Р.А., заявителя Султановой Айшат Токболатовны, представителя Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики Хамокова Залима Хамидовича, действующего по доверенности № 01-22/714 от 18 июля 2014 года, председателя Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Кучмезова Хакима Далхатовича, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Султановой Айшат Токболатовны об отмене постановления Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики № 82/5-5 от 13 июля 2014 года об исключении ее из списка кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" для заверения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики № 82/5-5 от 13 июля 2014 года Султанова Айшат Токболатовна на основании пункта 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключена из списка кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" для заверения, в связи с отсутствием документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона.
16 июля 2014 года Султанова А.Т. обратилась в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики № 82/5-5 от 13 июля 2014 года в части исключения ее из списка кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" для заверения, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для принятия такого постановления.
Как указано в заявлении, документы, предусмотренные пунктами 2 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в отношении нее были сданы в Избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко". Кроме того, считает заявитель, обжалуемое постановление лишило ее права до заверения списка кандидатов вносить уточнения в представленные документы.
В письменных возражениях Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики просит отказать в удовлетворении заявления Султановой А.Т., ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого ею постановления.
В судебном заседании Султанова А.Т. поддержала заявленные требования и показала суду, что, будучи членом политической партии "Яблоко", является заместителем председателя Кабардино-Балкарского регионального отделения партии. Решением конференции регионального отделения партии от 05 июля 2014 года она была внесена в список кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва под номером 2. Все документы, предусмотренные пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ она подготовила и около 16 часов 11 июля 2014 года передала их председателю регионального отделения партии Кучмезову Х.Д. и уполномоченному представителю избирательного объединения Мукову А.М., которые в это время уже выезжали в Избирательную комиссию для сдачи списка кандидатов в депутаты и документов кандидатов, подлежащих приложению к списку. Вместе с другими документами, необходимыми для представления в Избирательную комиссию, она передала Кучмезову Х.Д. и Мукову А.М. и документы со сведениями о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем ей на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, а также составленные по установленной форме сведения об отсутствии у ее несовершеннолетней дочери недвижимого имущества за пределами территории Российской Федерации. Поскольку между ней и Кучмезовым Х.Д. существуют разногласия по партийной работе, она допускает, что Кучмезов Х.Д. и Муков А.М. могли преднамеренно не передать указанные документы в Избирательную комиссию. Вместе с тем, считает действия Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики по исключении ее из списка кандидатов незаконными, поскольку в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Комиссия не проинформировала лично ее о неполном представлении избирательным объединением документов в отношении нее.
Муков А.М., как уполномоченный представитель избирательного объединения, не сообщил ей о непредставлении в Избирательную комиссию вышеуказанных сведений, а Кучмезов Х.Д. сообщил ей об этом по телефону только в 16 часов 13 июля 2014 года за два часа до заседания Избирательной комиссии по вопросу заверения представленного региональным отделением партии списка и она не успела представить недостающие сведения в Комиссию до начала заседания - до 18 часов этого дня.
Представитель Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики Хамоков З.Х. возражал против удовлетворения заявления Султановой А.Т., ссылаясь на законность оспариваемого постановления Избирательной комиссии.
Председатель Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Кучмезов Х.Д. оставил вопрос об удовлетворении заявления Султановой А.Т. на усмотрение суда, заявив о несоответствии действительности утверждений Султановой А.Т. о преднамеренном непредставлении в Избирательную комиссию им и уполномоченным представителем избирательного объединения Муковым А.М. части полученных от нее документов. Из данных им суду объяснений следует, что в региональном отделении партии была образована группа по подготовке и проверке документов, подлежащих представлению избирательным объединением в Избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых на конференции 05 июля 2014 года, однако Султанова А.Т. отказалась представить туда для проверки свои документы. Подготовленный ею пакет документов она отдала 11 июля 2014 года примерно в 15 часов 50 минут, когда он и Муков А.М. уже выезжали в Избирательную комиссию для сдачи документов, которая была назначена на 16 часов этого же дня и у них не было возможности проверить полноту представленных ею документов и соответствие их оформления требованиям закона до сдачи их в Избирательную комиссию.
Рабочей группой Избирательной комиссии, осуществившей прием привезенных ими документов 11 июля 2014 года с 16 часов 15 минут до 21 часа 45 минут, были выявлены существенные недостатки в оформлении многих представленных ими документов и отсутствие отдельных документов в отношении ряда кандидатов. В частности, было установлено отсутствие сведений о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату Султановой А.Т. на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, а также сведений о принадлежащем ее несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации.
12 июля 2014 года он и Муков А.М. занимались устранением выявленных в документах избирательного объединения недостатков, а 13 июля 2014 года около 14 часов он позвонил Султановой А.Т. и сказал о необходимости донести в Избирательную комиссию до 18 часов недостающих в отношении нее сведений, однако она не донесла и Комиссия приняла постановление об исключении ее из списка.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля уполномоченный представитель Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Муков А.М. дал аналогичные объяснениям Кучмезова Х.Д. показания и признал, что не информировал Султанову А.Т. о необходимости представить недостающие сведения в Избирательную комиссию до 18 часов 13 июля 2014 года, полагая, что Кучмезов Х.Д. сам сообщит ей об этом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, обсудив их доводы, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Башиева Р.А., полагавшего заявление Султановой А.Т. подлежащим отклонению, выслушав судебные прения, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики не находит оснований для удовлетворения заявления Султановой А.Т. по следующим основаниям.
Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2014 года № 1985-П-П на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики нового (пятого) созыва.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Статьей 33 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, устанавливающей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что кандидат представляет в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться (пункт 2); сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах; указанные сведения представляются по форме согласно приложению № 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом (пункт 3); по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а" пункта 3.1); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б" пункта 3.1).
В соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона в избирательную комиссию, организующую выборы представляется список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона.
Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Аналогичное положение закреплено и в абзаце 3 части 6 статьи 29 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 05 августа 2008 года № 56-РЗ "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики", предусматривающем, что отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, является основанием для исключения Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Суд считает доказанным факт непредставления в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики сведений о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату Султановой А.Т. на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, а также сведений о принадлежащем ее несовершеннолетней дочери недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество.
Как установлено по делу, 11 июля 2014 года уполномоченный представитель избирательного объединения Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Муков А.М. представил в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики документы для заверения списка кандидатов на выборах в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва, выдвинутого указанным региональным отделением партии на конференции от 05 июля 2014 года.
Прием документов осуществлялся Рабочей группой Избирательной комиссии по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений 11 июля 2014 года с 16 часов 15 минут до 21 часа 45 минут. В ходе приема документов были выявлены несоблюдения требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в том числе отсутствие отдельных документов, подлежащих обязательному представлению в Избирательную комиссию в отношении ряда кандидатов, внесенных в представленный для заверения список. В частности, было установлено отсутствие сведений о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату Султановой А.Т. на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, а также сведений о принадлежащем ее несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество.
Данные обстоятельства подтверждаются подписанными Муковым А.М. и руководителем Рабочей группы Избирательной комиссии Атмурзаевой И.А. Подтверждением получения документов для заверения списка кандидатов, выдвинутых Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", а также Справкой о приеме документов от избирательного объединения данного регионального отделения партии, в которых отражены недостатки и пробелы в представленных документах, в том числе и отсутствие вышеуказанных сведений в отношении кандидата Султановой А.Т. (л.д. 23 - 26, 27 - 29).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 статьи 35 названного Федерального закона, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении.
Аналогичное положение содержится и в пункте 6 статьи 29 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики".
В соответствии с данными положениями закона, Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики, приняв 11 июля 2014 года документы для заверения списка кандидатов от Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", назначила рассмотрение вопроса о заверении данного списка на 18 часов 13 июля 2014 года, о чем 11 июля 2014 года письменно уведомила уполномоченного представителя избирательного объединения Мукова А.М., однако до назначенного времени недостающие документы в отношении Султановой А.Т. не были представлены в Избирательную комиссию, в связи с чем было принято оспариваемое по делу постановление (л.д. 21 - 22).
Суд считает, что Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики, письменно уведомив уполномоченного представителя избирательного объединения Мукова А.М., представившего документы для заверения списка кандидатов избирательного объединения, об отсутствии сведений, подлежащих обязательному представлению в Комиссию в отношении отдельных лиц, включенных в список, в том числе в отношении кандидата Султановой А.Т., до рассмотрения вопроса о заверении списка о дате и времени заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о заверении списка, создала необходимые условия для реализации избирательным объединением, кандидатом Султановой А.Т. и другими кандидатами, внесенными в список, подлежащий заверению, их избирательных прав по устранению неполноты представленных в Комиссию сведений.
Учитывая, что к назначенному для заседания Избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о заверении списка кандидатов Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" времени - к 18 часам 13 июля 2014 года отсутствовавшие в отношении кандидата Султановой А.Т. сведения не были представлены, у Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики имелись правовые основания для принятия постановления № 82/5-5 от 13 июля 2014 года об исключении Султановой А.Т. из списка кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" для заверения.
Постановление соответствует установленным по делу обстоятельствам, положениям абзаца 3 части 6 статьи 29 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 05 августа 2008 года № 56-РЗ "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики" и пункта 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заявитель Султанова А.Т. не оспаривает факт не поступления в Избирательную комиссию вышеуказанных сведений в отношении нее, утверждая, что документы с этими сведениями были укрыты от Комиссии Кучмезовым Х.Д., однако она считает действия Избирательной комиссии по исключению ее из списка кандидатов в депутаты незаконными, полагая, что Комиссия приняла данное решение в нарушение положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, не известив ее об отсутствии этих документов.
Суд считает эти доводы заявителя ошибочными, поскольку на стадии выдвижения списков кандидатов избирательного объединения законодательством не установлена обязанность избирательной комиссии извещать о недостатках документов, приложенных избирательным объединением к представленному в комиссию списку кандидатов для заверения.
В силу пункта 1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
В соответствии со статьями 91 и 94 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Парламент Кабардино-Балкарской Республики является представительным и законодательным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Порядок выборов депутатов Парламента устанавливается республиканским законом.
Указанный порядок установлен Законом Кабардино-Балкарской Республики от 05.08.2008 № 56-РЗ "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики". Пункт 2 статьи 8 и пункт 1 статьи 24 данного Закона предусматривают, что депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Избирательные объединения участвуют в выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, в том числе выдвигают списки кандидатов, в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 14.1 статьи 35 этого же Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, предусмотренные указанным пунктом. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 статьи 35 приведенного Федерального закона, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении.
Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что на стадии выдвижения списка кандидатов указанный список и документы лиц, включенных в этот список в избирательную комиссию представляет избирательное объединение единым пакетом (п. 14 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), в силу чего избирательная комиссия извещает избирательное объединение о выявленных в представленных документах недостатках, предоставляя время для их устранения. На данной стадии обязанность устранения этих недостатков лежит на избирательном объединении, поскольку именно оно обязано предоставить список кандидатов для заверения.
Ссылку Султановой А.Т. на пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, в соответствии с которым при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, суд считает несостоятельной, поскольку статья 38 регулирует процедуру регистрации избирательной комиссией кандидатов, списков кандидатов, а не выдвижение кандидатов, списков кандидатов.
При вышеизложенных обстоятельствах непредставления избирательным объединением Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики до рассмотрения вопроса о заверении списка кандидатов документов кандидата Султановой А.Т., указанных в пунктах 2 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, действия Избирательной комиссии по исключению ее из списка были правомерны.
Доводы заявителя о том, что в результате недобросовестности представителей регионального отделения партии она несправедливо лишена возможности реализовать свое активное избирательное право, не могут повлечь признание обжалованного постановления Избирательной комиссии незаконным, поскольку это повлечет несоблюдение единых для всех правил предоставления документов в избирательную комиссию и нарушение закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Султановой Айшат Токболатовны об отмене постановления Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики № 82/5-5 от 13 июля 2014 года об исключении ее из списка кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" для заверения.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Председательствующий
Л.М.БАБУГОЕВА


------------------------------------------------------------------