Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Совета местного самоуправления Майского муниципального района КБР от 31.01.2014 N 168 "О Порядке управления и распоряжения земельными участками на территории Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики"



СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2014 г. № 168

О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
НА ТЕРРИТОРИИ МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях определения процедур и критериев предоставления земельных участков, находящихся в собственности Майского муниципального района, а также государственная собственность на которые не разграничена, Совет местного самоуправления Майского муниципального района решил:
1. Утвердить прилагаемый Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
2. Опубликовать настоящее Решение в газете "Майские новости".
3. Настоящее Решение вступает в силу с момента его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.

Глава
Майского муниципального района КБР
В.МАРЧЕНКО





Приложение
к Решению
Совета местного самоуправления
Майского муниципального района КБР
от 31 января 2014 г. № 168

ПОРЯДОК
УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
НА ТЕРРИТОРИИ МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок об управлении и распоряжении земельными участками на территории Майского муниципального района (далее - Порядок) определяет процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки).
1.2. Правовое регулирование земельных отношений на территории Майского муниципального района осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ, другими нормативно-правовыми актами Майского муниципального района и настоящим Порядком.
1.3. Настоящий Порядок направлен на обеспечение рационального и наиболее эффективного использования земель на территории Майского муниципального района в условиях равноправного развития различных субъектов хозяйствования, создания единого архитектурного облика, повышения инвестиционной привлекательности Майского муниципального района, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
1.4. Распоряжение земельными участками на территории Майского муниципального района осуществляется местной администрацией Майского муниципального района (далее - местная администрация) в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики, нормативными правовыми актами Майского муниципального района и настоящим Порядком.
1.5. Подготовка документов по вопросам распоряжения земельными участками на территории Майского муниципального района осуществляется отделом муниципального имущества и земельных отношений местной администрации Майского муниципального района (далее - отдел МИЗО).
1.6. Использование земельных участков, находящихся на территории Майского муниципального района, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, должно осуществляться в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
1.7. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, при отсутствии правил землепользования и застройки, производится при наличии положительного заключения по результатам публичных слушаний.
1.8. Предоставление земельных участков осуществляется на основании постановлений местной администрации Майского муниципального района. Стороной по договорам аренды, безвозмездного пользования, купли-продажи земельных участков выступает местная администрация Майского муниципального района.
1.9. Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а также могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование на срок не более одного года в соответствии со статьей 24 ЗК РФ. Физическим лицам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
1.10. Физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и предоставленными им для осуществления предпринимательской деятельности, имеют право переоформить указанное право на право аренды или приобрести земельный участок в собственность за плату.

1.11. Предоставление юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности, осуществляется в собственность или в аренду в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
Цена продажи земельных участков устанавливается в соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики.
Размер арендной платы устанавливается в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Майского муниципального района.
В части определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следует руководствоваться положениями Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.08.2012 № 182-ПП.
1.12. Предоставление части земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации помещений в нежилых зданиях, встроенных, встроенно-пристроенных нежилых помещений в многоквартирных домах, осуществляется без установления их границ на местности. Размер части земельного участка определяется пропорционально отношению арендуемой площади соответствующего здания, строения, сооружения или многоквартирного дома к сумме общих площадей нежилых, жилых помещений, являющихся самостоятельными объектами прав здания, строения, сооружения или многоквартирного дома.
1.13. Предоставление части земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации нежилых помещений, переданных в аренду, осуществляется на основании договора аренды нежилых помещений на срок, указанный в этом договоре.
1.14. Для рассмотрения вопросов управления и распоряжения земельными участками местная администрация Майского муниципального района может создавать коллегиальный совещательный орган (земельную комиссию).

2. Основные понятия и определения

Земельный участок - как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Дежурная кадастровая карта (план) - документ, воспроизводящий в графической форме сведения о местоположении земельных участков и территориальных зонах.
Проект границ земельного участка - совокупность правовых и технических документов, включающих в себя расчеты, описание, проектный план, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической, текстовой или иных формах местоположение, размеры и границы земельных участков.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Земельный участок, предоставляемый без предварительного согласования, - сформированный земельный участок, прошедший кадастровый учет, находящийся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения, который приобретается юридическими или физическими лицами на торгах (аукционах, конкурсах) в собственность или аренду для размещения объектов в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территорий.
Земельный участок, предоставляемый с предварительным согласованием, - прошедший процедуру выбора сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет, находящийся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения, право на аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование которого приобретается юридическими или физическими лицами для размещения объектов, не предусмотренных документами территориального планирования и документацией по планировке территорий либо при отсутствии таких документов.
Сформированный земельный участок - оформленный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок, включающий в себя проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка);
- определение разрешенного вида использования земельного участка.

3. Полномочия органов местного самоуправления

3.1. Совет местного самоуправления Майского муниципального района (далее - Совет): утверждает программу землепользования и застройки в границах Майского муниципального района; принимает решение о Правилах определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Майского муниципального района; принимает решение об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых физическим лицам в собственность для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.
3.2. Местная администрация:
1) осуществляет управление и распоряжение земельными участками;
2) обеспечивает выбор и формирование земельных участков;
3) переводит земли из одной категории в другую (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
4) резервирует и изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки в границах Майского муниципального района для муниципальных нужд;
5) осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель, находящихся в пределах территории Майского муниципального района.
3.3. Глава местной администрации Майского муниципального района (далее - глава администрации):
- утверждает:
1) проекты постановлений о предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков на том или ином праве в соответствии с земельным законодательством и настоящим Порядком, в том числе при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения, при соблюдении следующих условий:
- если размер предоставляемого земельного участка не превышает пределы размера, установленного в Майском муниципальном районе;
- если земельный участок не предназначен для размещения органа государственной власти Российской Федерации или Кабардино-Балкарской Республики, учреждения или унитарного предприятия, учредителем которого является Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика или иной субъект Российской Федерации;
2) положение об отделе МИЗО;
3) административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствии с выполняемыми функциями при осуществлении деятельности отдела МИЗО и его взаимодействии со структурными подразделениями местной администрации;
4) типовые формы договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного срочного пользования, инвестиционных контрактов, договоров аренды на инвестиционных условиях;
5) положение о порядке взаимодействия местной администрации с государственными органами, другими организациями в процессе формирования земельных участков, а также разрешительно-строительной документации;
- принимает решения:
1) о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или заключению договоров аренды таких земельных участков на торгах (продажа права на заключение договоров аренды земельных участков) либо предоставлении земельных участков без проведения торгов (целевым назначением), если они отвечают условиям, предусмотренным настоящим Порядком;
2) об изъятии земельного участка у собственника, в том числе путем выкупа, и резервировании земельных участков для муниципальных нужд;
3) об установлении и прекращении публичных сервитутов (установление публичных сервитутов осуществляется с учетом результатов публичных слушаний);
4) о прекращении прав на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования с соблюдением процедур в соответствии с Земельным и Гражданским кодексами РФ, а также обеспечивает государственную регистрацию прекращения прав на земельные участки.

4. Рассмотрение заявлений юридических и физических лиц
по вопросам землепользования

4.1. Местная администрация рассматривает заявления по вопросам:
1) первичного предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством;
2) изменения разрешенного использования земельного участка;
3) формирования, объединения, разделения и выделения земельных участков;
4) согласования размеров сформированных земельных участков, изменения площади существующих и утверждения проекта границ при межевании земельного участка;
5) приобретения прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения и на которых расположены здания, строения, сооружения в соответствии со статьей 36 ЗК РФ;
6) предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
7) предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование;
8) заключения договора (соглашения) аренды земельных участков: для капитального строительства; для целей, не связанных со строительством;
9) участия в торгах по продаже права аренды земельного участка;
10) прекращения прав на земельные участки;
11) продления срока действия договора аренды.
4.2. В случае непредъявления в течение одного месяца (с момента получения письма заявителем) запрашиваемых документов, необходимых для принятия решения и подготовки соответствующих документов по земле, заявление по существу не рассматривается.

5. Общие условия предоставления земельных участков

5.1. Предоставление земельных участков физическим лицам
5.1.1. Земельные участки предоставляются физическим лицам: в собственность; в аренду.
5.1.2. Предоставление земельных участков в собственность физическим лицам осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных статьей 24 ЗК РФ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и иных случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
5.1.3. Местная администрация имеет право отказать в предоставлении земельного участка в случаях, определенных действующим законодательством.
5.1.4. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность или в аренду осуществляется на торгах, которые могут проводиться в форме аукционов.
5.1.5. Самовольно установленные или не оформленные в установленном порядке металлические гаражи (металлические тенты), павильоны, а также иные объекты некапитального строительства, не относящиеся в соответствии с действующим законодательством к объектам недвижимого имущества, сносятся владельцами, осуществившими их самовольную установку, за свой счет либо участок освобождается силами местной администрации с последующей компенсацией местной администрации понесенных затрат за счет средств лица, осуществившего самовольную установку, в порядке, установленном действующим законодательством.
5.1.6. Физические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
5.1.7. Физические лица, не имеющие в собственности, безвозмездном пользовании здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
5.2. Предоставление земельных участков юридическим лицам
5.2.1. Земельные участки предоставляются юридическим лицам: в собственность; в аренду; в постоянное (бессрочное) пользование; в безвозмездное срочное пользование.
5.2.2. Предоставление земельных участков в собственность юридических лиц осуществляется за плату
5.2.3. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, а также продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционах.
5.2.4. Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
5.2.5. Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
5.2.6. Юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены находящиеся в их собственности здания, строения, сооружения.
5.2.7. Юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
5.3. Порядок предоставления земельных участков юридическим и физическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена
5.3.1. Юридические и физические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в силу статьи 36 ЗК РФ имеют право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды.
Не подлежат предоставлению в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена: ограниченные в обороте, за исключением случаев, когда их предоставление в собственность допускается федеральными законами; изъятые из оборота; на которые федеральным законом установлен запрет на приватизацию; зарезервированные для муниципальных нужд.
5.3.2. Предметом договора купли-продажи или аренды может быть только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.

5.3.3. Юридические и физические лица, указанные в пункте 5.3.1 настоящего Порядка (далее - Заявители), заинтересованные в приобретении прав на земельный участок, обращаются в местную администрацию с соответствующим заявлением.
В заявлении должны быть указаны: площадь (размеры) испрашиваемого земельного участка; местоположение (административный адрес здания, строения, сооружения или ориентиры, однозначно определяющие его место расположения); цель использования земельного участка (в соответствии с фактическим или предполагаемым функциональным назначением здания, строения, сооружения); испрашиваемый вид права на землю (собственность или аренда); срок аренды земельного участка.
К заявлению прилагаются:
- кадастровая карта (план) земельного участка;
- копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на здание, строение, сооружение (свидетельство о государственной регистрации права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; регистрационное удостоверение, выданное органом технической инвентаризации объектов недвижимости, в случае если право на объект зарегистрировано до принятия Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
- копия технического паспорта здания, строения, сооружения;
- копии учредительных документов юридического лица (устав, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, платежные реквизиты);
- согласования с организациями, чьи сети и коммуникации могут проходить через данный земельный участок или рядом с ним;
- выписка из ЕГРП на объект недвижимости на момент подачи заявления;
- выписка из ЕГРП на земельный участок, расположенный под объектом недвижимости на момент подачи заявления;
- опись прилагаемых документов.

5.3.4. Местная администрация в двухнедельный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок в собственность или аренду с приложением всех необходимых документов, указанных в пункте 5.3.3 настоящего Порядка, готовит проект постановления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду.
5.3.5. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка местная администрация на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

5.3.6. Местная администрация в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5.3.1 настоящего Порядка, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

5.3.7. Местная администрация в двухнедельный срок с момента предоставления Заявителем кадастрового плана и документов, указанных в п. 5.3.3, обеспечивает подготовку и заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка.
5.4. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством
5.4.1. Передача в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
5.4.2. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ЗК РФ.
5.4.3. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
5.4.4. Отдел МИЗО уполномочен на подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим и физическим лицам на определенном праве, предусмотренных условиях и заблаговременной публикации такой информации, проектов постановлений о предоставлении земельных участков и проектов договоров.
5.4.5. Заинтересованные лица в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в местную администрацию. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В заявлении должны быть определены цель и срок использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
5.4.6. Местная администрация в месячный срок со дня поступления заявления или обращения заинтересованного лица утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
5.4.7. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка местная администрация принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду и направляет заявителю (заинтересованному лицу) копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Также копия решения о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
5.4.8. Договор аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия соответствующего решения.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, местная администрация объявляет торги (конкурс, аукцион).
5.4.9. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок, включающий в себя проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного вида использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение); определение стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с действующим законодательством; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
5.4.10. Местная администрация: принимает решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и выступает в качестве организатора аукциона (либо действующая на основании договора с ним специализированная организация); определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с действующим законодательством; устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона; размещает на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывает в периодическом печатном издании информационное сообщение о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы).
5.4.11. Извещение или информационное сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
5.4.12. Местная администрация вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывает в периодическом печатном издании информационное сообщение не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
5.4.13. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
5.4.14. Заявка установленной формы.
5.4.15. Платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение задатка в счет обеспечения оплаты объекта в соответствии с договором о задатке.
5.4.16. Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.
5.4.17. Юридические лица дополнительно представляют следующие документы: нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица; решение в письменной форме соответствующего органа управления о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент); опись представленных документов.
5.4.18. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется надлежащим образом оформленная доверенность.
5.4.19. Претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям:
а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена;
б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении, или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона.
5.4.20. Местная администрация в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о Заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
5.4.21. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
5.4.22. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
5.4.23. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.
5.5. Порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством
5.5.1. Предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
5.5.2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.
5.5.3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
5.5.4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного вида использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация информационного сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления юридического или физического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
5.5.5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим или физическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления юридического или физического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка, подписанием протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
4) решение органа местного самоуправления, предусмотренное статьей 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
а) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
б) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
в) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду;
5) решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суде.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления;
6) предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо физическому лицу для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства;

7) иностранным физическим лицам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 ЗК РФ;
8) акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах;
9) земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо физическому лицу для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
5.5.6. Порядок предоставления земельных участков для целей жилищного строительства
1) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта;
2) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, если аукцион признан не состоявшимся по причине, если в аукционе участвовали менее двух участников, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а местная администрация обязана заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона;
3) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления юридического или физического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;
4) в двухнедельный срок со дня получения заявления юридического или физического лица о предоставлении в аренду земельного участка местная администрация может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, опубликовать информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка; его площади; разрешенного использования земельного участка;
5) в случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, местная администрация принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду юридическому или физическому лицу. Договор аренды земельного участка подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

6. Особенности оформления земельно-правовых документов
на земельные участки, предоставляемые для целей
жилищного строительства, с подготовленной документацией
по планировке территории и с определенной платой
за подключение объектов к сетям инженерно-технического
обеспечения (точечная застройка)

6.1. Земельные участки для жилищного строительства с подготовленной документацией по планировке территории, с определенными техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и с определенной платой за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение) предоставляются в собственность или в аренду в случае, если на них не расположены объекты капитального строительства.
6.2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или заключение договоров аренды земельных участков (продажа права на заключение договоров аренды земельных участков) для жилищного строительства (точечная застройка) осуществляется на аукционах, за исключением случаев:
- предоставления в безвозмездное срочное пользование лицам, с которыми заключен муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;
- предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, с которым в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
6.3. Предоставление земельного участка для строительства осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка включает в себя: подготовку проекта планировки земельного участка в границах элемента планировки (его части) и проекта межевания; подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение вида разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или заключению договора аренды земельного участка на торгах (продаже права на заключение договора аренды земельного участка);
3) подписание и утверждение протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов);
4) заключение договора аренды земельного участка с победителем аукциона.
6.4. Аукцион по продаже земельного участка либо заключение договора аренды земельного участка на торгах (продажа права на заключение договора аренды земельного участка) для жилищного строительства (точечная застройка) проводится в соответствии с положениями ЗК РФ и иного законодательства РФ на основании порядка, изложенного в статье 38.1 ЗК РФ.

7. Особенности оформления земельно-правовых документов
на земельные участки, предоставляемые для целей жилищного
строительства, без подготовленной документации по планировке
территории, выполнения работ по обустройству территории
посредством строительства объектов инженерной
инфраструктуры (комплексное освоение)

7.1. Земельные участки, в случае если на них не расположены объекты капитального строительства, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, проекта межевания или акта выбора земельного участка, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
7.2. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе.
7.3. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан соблюдать установленные договором:
1) сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения;
2) сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность;
3) сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
7.4. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
7.5. Аукцион на заключение договора аренды земельного участка на торгах (по продаже права на заключение договора аренды земельного участка), для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - аукцион) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
7.6. Аукцион проводится в соответствии с условиями, изложенными в статье 38.1 ЗК РФ, и с учетом положений статьи 38.2 ЗК РФ.
7.7. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, - для физических лиц;
3) документы, подтверждающие внесение задатка.

7.7. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения.

8. Особенности оформления земельно-правовых документов
на земельные участки, предоставляемые для целей
малоэтажного жилищного строительства

8.1. Свободные, незастроенные земельные участки предоставляются для целей малоэтажного жилищного строительства в собственность или аренду на аукционах.
8.2. Аукционы по продаже земельного участка либо по заключению договоров аренды земельных участков (продажа права на заключение договора аренды земельного участка) для малоэтажного жилищного строительства проводятся только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
8.3. Аукцион по продаже земельного участка для малоэтажного жилищного строительства либо по заключению договора аренды земельного участка (продажа права на заключение договора аренды земельного участка) проводится в соответствии с нормами, изложенными в статье 38.1 ЗК РФ.

9. Предоставление земельных участков для строительства
в постоянное (бессрочное) пользование и
безвозмездное срочное пользование

9.1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются с предварительным согласованием мест размещения объектов государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
9.2. В безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются: с предварительным согласованием мест размещения объектов религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - на срок строительства этих зданий, строений, сооружений; религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на этих участках; лицам, с которыми заключен муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости; государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более одного года.
9.3. Физическим лицам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
9.4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
9.5. В безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

10. Порядок оформления земельно-правовой документации
при предоставлении земельных участков для строительства
объектов недвижимости на новый срок

10.1. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка на новый срок, обращается в местную администрацию с заявлением на имя главы местной администрации о продлении срока аренды земельного участка на новый срок.
10.2. К заявлению заинтересованное лицо прилагает акт обследования земельного участка либо кадастровый паспорт на объект незавершенного (завершенного) строительства.
10.3. Глава местной администрации направляет заявления на земельную комиссию местной администрации для рассмотрения и принятия решения (коллегиально) в соответствии с действующим законодательством.
10.4. Земельная комиссия местной администрации рассматривает заявление и принимает решение:
10.4.1. О продлении акта выбора земельного участка для окончания строительства.
10.4.2. Об отказе в продлении акта выбора земельного участка в связи с тем, что строительство на земельном участке не осуществлялось.
10.5. В установленные сроки местная администрация готовит проект постановления о продлении срока договора аренды либо письменный ответ об отказе.
10.6. Проект соглашения о внесении изменений в договоры аренды земельного участка предоставляется на подпись главе местной администрации, после чего один экземпляр соглашения о внесении изменений в договоры аренды земельного участка передается заявителю.

11. Порядок предоставления земельных участков на торгах

11.1. Продавцом земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на территории Майского муниципального района является местная администрация.
11.2. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка принимает решение о проведении торгов.
11.3. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
11.4. Организатором торгов (конкурсов, аукционов) является местная администрация или действующая на основании договора с местной администрацией специализированная организация.
11.5. Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.
Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления местной администрацией условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
11.6. Извещение о проведении торгов (конкурсов, аукционов), об отказе в проведении торгов (конкурсов, аукционов), а также информация о результатах торгов (конкурсов, аукционов) публикуется в периодическом печатном издании, определяемом главой администрации.

12. Порядок изъятия, в том числе путем выкупа,
земельных участков для муниципальных нужд

12.1. По решению местной администрации может производиться изъятие земельного участка у собственника путем его выкупа для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством.
12.2. Собственник земельного участка должен быть письменно уведомлен (не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка) органом, принявшим решение об изъятии.
12.3. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, указанных в ЗК РФ, предусмотренных настоящим Порядком, а также в иных случаях, когда имеется необходимость развивать территорию муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития и застройки Майского муниципального района.
12.4. Принудительное отчуждение земельного участка для муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
12.5. Выкуп земельного участка для муниципальных нужд у его собственника осуществляется по результатам оценки независимого оценщика, проведенной на день принятия решения о выкупе земельного участка. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для муниципальных нужд устанавливается гражданским законодательством.
12.6. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

13. Порядок резервирования земель

13.1. Резервирование земель для нужд местной администрации заключается в установлении ограничения прав на земельные участки или части земельных участков, предназначенных для муниципальных нужд, и может осуществляться на землях всех категорий независимо от форм собственности.
13.2. Резервирование земель является основанием для отказа в предоставлении в собственность или аренду юридическим или физическим лицам земельных участков или их части.
13.3. Решение о резервировании земель может ограничивать хозяйственную деятельность на резервируемых землях, и таковое ограничение сохраняется при переходе прав на земельные участки от одного лица другому, переоформлении прав на эти земельные участки, а также при разделении и слиянии земельных участков.
13.4. Резервирование земель для муниципальных нужд производится на основании документов территориального планирования, которыми являются установленные Градостроительным кодексом РФ схемы территориального планирования Майского муниципального района, включающие в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения и положение о территориальном планировании и соответствующие ему карты (схемы).
13.5. Схема территориального планирования Майского муниципального района разрабатывается местной администрацией и утверждается Советом Майского муниципального района.
13.6. Решение о резервировании земель для муниципальных нужд Майского муниципального района принимается главой местной администрации и подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
13.7. В случае принятия Советом Майского муниципального района решения об изменении схемы территориального планирования, в той или иной мере затрагивающем зарезервированные земли, глава администрации вправе принять решение об отмене резервирования земель либо о приведении ранее вынесенного решения о резервировании в соответствие с принятыми изменениями схемы территориального планирования.
13.8. Земли, свободные от прав юридических и физических лиц, зарезервированные для муниципальных нужд и находящиеся в муниципальной собственности, на основании решения главы местной администрации Майского муниципального района могут быть предоставлены в аренду для целей, не связанных со строительством, на срок, не превышающий срок резервирования.

14. Порядок установления права ограниченного пользования
чужим земельным участком (публичный сервитут)

14.1. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в необходимых случаях может быть установлено право ограниченного пользования чужим земельным участком без изъятия такового участка - сервитут.
14.2. Право ограниченного пользования чужим земельным участком устанавливается в виде частного либо публичного сервитута.
14.3. На территории Майского муниципального района публичный сервитут устанавливается решением главы местной администрации в целях обеспечения интересов муниципального образования или населения Майского муниципального района.
14.4. Публичный сервитут устанавливается по инициативе местной администрации, Совета Майского муниципального района, а также по ходатайству заинтересованных юридических или физических лиц.
14.5. Публичный сервитут устанавливается с учетом публичных слушаний в каждом конкретном случае.
14.6. Публичный сервитут устанавливается для целей:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
14.7. Публичный сервитут устанавливается по правилам и в порядке, закрепленным отдельным решением главы администрации.
14.8. Публичный сервитут может быть прекращен в случае злоупотребления лицами, в чьих интересах установлено право ограниченного пользования чужим земельным участком, предоставленным правом. Кроме того, публичный сервитут может быть прекращен в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для его установления.
Публичный сервитут прекращается путем вынесения главой администрации решения об отмене публичного сервитута.
14.9. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, вправе обратиться с жалобой в органы местного самоуправления либо осуществлять защиту своих прав в суде.
14.10. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

15. Прекращение и ограничение прав на землю

15.1. Право собственности на земельный участок, право аренды земельного участка, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращаются по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
15.2. В случае отказа от прав на земельный участок, юридические и физические лица обращаются с заявлением в местную администрацию с указанием причины отказа от земельного участка, имеющегося права на земельный участок (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение), площади, местонахождения и разрешенного вида использования земельного участка, сведений о движимом и недвижимом имуществе, расположенном на земельном участке.
К заявлению прилагаются: документы, подтверждающие права на землю, кадастровый план земельного участка, справка ФНС РФ об уплаченных налогах за земельный участок с указанием площади земельного участка, за который производилась оплата.
15.3. Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
15.4. Местная администрация готовит проект постановления о прекращении права на земельный участок.
15.5. В том случае, когда договор аренды земельного участка заключен на срок менее чем один год, момент окончания права аренды земельного участка определяется моментом подписания сторонами соглашения о расторжении договора аренды.
15.6. Если договор аренды заключен на срок более одного года, после заключения соглашения о расторжении договора аренды или соглашения о переходе прав и обязанностей по нему, арендатор осуществляет необходимые действия для регистрации прекращения права аренды земельного участка.
Момент окончания права аренды определяется в таких случаях моментом государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды.
15.7. При отказе от права собственности на земельный участок местная администрация обращается с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по КБР, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Майского муниципального района, о принятии на учет земельного участка в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
По истечении одного года со дня постановки на учет местная администрация имеет право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок.
15.8. При отказе заявителя от права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения местная администрация готовит проект постановления о прекращении соответствующего права этого лица на земельный участок.
Данное постановление направляется в 7-дневный срок заявителю и служит основанием для государственной регистрации прекращения права на земельный участок.
Момент окончания права на земельный участок определяется моментом государственной регистрации.
15.9. При отказе заявителя от права безвозмездного срочного пользования земельным участком местная администрация готовит проект постановления о прекращении права безвозмездного срочного пользования на земельный участок и заключает соответствующее соглашение.
Моментом прекращения права безвозмездного срочного пользования является момент подписания соглашения о расторжении договора безвозмездного срочного пользования, а в случае если право безвозмездного срочного пользования было зарегистрировано, момент окончания права на земельный участок определяется моментом государственной регистрации.
15.10. Лицо, осуществившее самовольное занятие земельного участка, не приобретает прав на него.
15.11. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в целях застройки территории в соответствии с градостроительной документацией о застройке территории Майского муниципального района (при условии отсутствия других вариантов размещения этих объектов) и в иных случаях, установленных федеральными законами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Убытки, причиненные изъятием земельных участков, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
15.12. Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования осуществляется на основании решения суда.
15.13. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

16. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся
собственниками земельного участка, при разрушении
здания, строения, сооружения

16.1. При разрушении строения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения при условии начала восстановления строения в течение трех лет. Лица, желающие восстановить строение, обращаются в установленном порядке с соответствующим заявлением в местную администрацию.
16.2. В случае уклонения вышеуказанных лиц от восстановления разрушенного строения в течение трех лет земельный участок подлежит изъятию в соответствии с земельным законодательством.
16.3. Условия сохранения прав, указанных в пункте 16.1, за арендатором и субарендатором определяются договором аренды (субаренды) земельного участка.


------------------------------------------------------------------